Рингтоновый бум: история, развитие и закат эпохи

Рингтоновый бум: история, развитие и закат эпохи
Когда-то рингтоны были визитной карточкой владельца мобильного телефона. В 2000-х годах из каждой трубки пиликал знакомый музыкальный хит. Мелодию искали, покупали, скачивали. Мир полностью поддался рингтоновой истерии и заработал на этом немало денег. Сегодня же к музыкальным звонкам относятся гораздо спокойнее. Рингтоны не только привлекают внимание других людей и ласкают слух обладателя смартфона, но и в какой-то мере отражают его характер и привычки – совсем как модель и цвет автомобиля, длина юбки или любимые блюда. Хочешь понять человека – послушай рингтон его мобильного. Информатор Tech решил вспомнить об истории развития рингтонов.

Как все начиналось

Впервые у телефонов появился свой голос, благодаря американской компании AT&T. Правда, это были проводные образцы: в их репертуаре появилось 7 разных мелодий. Богатая музыкальная палитра разрешила проблему нескольких аппаратов в одном помещении – каждый теперь звонил по-своему. А среди мобильников-пионеров стал Digital Mova N103 Hyper. Монофоническое чудо от японской NEC увидело свет в мае 1996 года и сразу же навело шумихи. Раскладушка продавалась с предустановленными рингтонами – мелодию на звонок можно было выбрать самому. В том же 1996 году подтянулась Nokia со своей 1610: трубка массой в четверть килограмма получила 5 рингтонов. Отметилась и Motorola StarTAC. Раскладушка с 9 мелодиями быстро разошлась по свету: тираж превысил 60 миллионов штук. Но больше всех снес крышу Digital Minimo D319 – еще один японский аппарат, только от производителя Denso. Внешне ничем примечательным он не отличался, зато внутри встраивался редактор рингтонов – в середине 90-х годов это было невероятно. Motorola StarTAC Motorola StarTAC В 1997 году в японские книжные завезли Keitai Chaku-mero Doremi Book – пособие по сочинению собственных мелодий. По рингтонам начали сходить с ума. Пользователи набивали легкоузнаваемые композиции кодами и раскупали книжки. В результате печатное руководство Doremi заняло 9 место в списке бестселлеров Японии. К концу 90-х молодой рынок рингтонов запах деньгами, и подтянулись предприниматели. В 1997 году Astel Tokyo подсуетилась и открыла сервис по продаже мелодий. Ее примеру последовали другие фирмы. В начале 1998 года магазинчики Гонконга толкали «паленые» пятнадцатисекундные записи по 10 долларов за штуку. И это было только начало: «эпидемия» расширялась на другие страны и континенты. Бизнесмены быстро сообразили, что музыкальные мотивы могут приносить миллионы.

Рингтоновый маркетинг

Услуга «рингтон за SMS» появилась, благодаря финну Весе-Матти Паананену. Первопроходец мобильного маркетинга прозрел тяжелым утром – тогда стоял холодный март 1998 года. Еще в то время 26-летний технический директор компании Yorni Group проснулся с жутким похмельем. Кто-то отчаянно пытался дозвониться – динамик Nokia 6110 разрывала фирменная Nokia tune. «Больше никогда в жизни я не хотел бы услышать это «de-de-de-de-deeeee». Я хотел Jump Ван Халена и даже готов был заплатить за это», – рассказывал Паананен в книге The Ringtone Dialectic. В своих желаниях прозорливый финн не был один. Его идею сервиса с рингтонотекой одобрили Nokia и Radiolinja – местные операторы связи. Общими стараниями появилась платформа Jukeboksi, которая рассылала рингтоны за SMS. Дело было завязано на фирменной надстройке Nokia Smart Messaging. Позже Паананен выпустил программу Harmonium. С ее помощью монофонические хиты можно было сочинять самому. «Рингтон за SMS» настолько пришелся по душе народу, что в 2002 году около 30% всех сообщений в Европе были заказами мелодий. Полифония пошла в массы. Постаралась Yamaha: корпорация разработала чипы MA-1, которые использовали формат SMAF (или MMF). Он мог воспроизводить голоса, песни, сэмплы и даже команды управления подсветкой телефона. По данным NPD Group, в ноябре 2000 года только 9,2% всех мобильников в мире щеголяли поддержкой полифонии. Но вскоре фишка стала мейнстримом: в 2003 году количество таких устройств составило уже 66,1%. В историю рингтона вписал свое имя и британский музыкант Томас Робертсон, более известный как Thomas Dolby. В 2001 году его компания выпустила программный синтезатор Beatnik Audio Engine, который позволял хранить мелодию в виде текстового описания на телефоне. Новинкой воспользовались все ведущие мобильные разработчики того времени: Motorola, Sony Ericsson, Siemens, Samsung и Nokia. https://www.youtube.com/watch?time_continue=41&v=741ZtHICEho Для Nokia Томас Робертсон очинил знаменитый рингтон. Вернее, он удачно преобразовал кусочек из произведения Gran Vals, которое в 1902 году исполнил испанский гитарист Франсиско Таррега. О рождении главной «пищалки» планеты сам Робертсон рассказывает следующее: Рассказ Томаса Робертсона Рассказ Томаса Робертсона

Продолжение ригтоновой истерии

Рингтон добрался и до 1/6 части суши – истерия продолжилась в России. По ТВ и радио крутили рекламу нон-стоп. Она мелькала в газетах, телепрограммах и подростковых журналах. Предприниматели отняли у школьников даже таблицу умножения: отныне на обороте тетрадей красовались цветастые афиши с «прикольными картинками» и «свежими хитами». Оборот тетрадей Оборот тетрадей Поначалу желающие самовыразиться вручную набивали в редакторе монофонические мелодии. Коды гуляли по рукам в виде SMS или просто по старинке – на бумажке. Увы, комбинации аппарата одного бренда не подходили другому. С этим нюансом приходилось считаться и при заказе рингтона. Полифонические композиции обычно пересылали по MMS, но у изворотливых сервисов было кое-что получше – SMS со ссылкой на мелодию. Сначала оплачивался заказ, потом заходили в недешевый интернет и платили за трафик. При этом все манипуляции не гарантировали стопроцентного успеха. Даже с правильной настройкой WAP в любой момент что-то могло пойти не так. Эту проблему устранили позже. Местные воротилы бизнеса оперативно организовали точки по продаже медиаконтента в закутках торговых центров. Их легко было найти по столпотворению школьников. Под дружное ржание детвора коллективно соображала мелодии из «Бумера», «Бригады» или еще чего. https://www.youtube.com/watch?time_continue=19&v=FKNUb_XFjsA

Звук денег

В начале нулевых операторы связи привлекли партнеров к созданию мобильного контента. Так на сцене появились всякие Playfon, Infon и i-Free. Последние запустились под конец 2001 года, и первые месяцы существования встали им в 4000 долларов. Чуть позже i-Free подписала первый договор о сотрудничестве с «МТС», после – с «Мегафоном». За использование коротких номеров компания отдавала операторам от 30 до 50% выручки. В интервью с Forbes учредители i-Free вспоминают, как на первых порах выискивали легкую добычу: картинки и мелодии, которые не были защищены авторскими правами или же их срок действия уже истек. Так же работали и с рингтонами. Говорят, Шнуров заработал на рингтоне «Бумера» свыше миллиона долларов.

Феномен Crazy Frog

В конце декабря 2010 года News Corporation, медийный конгломерат Руперта Мердока избавился от Fox Mobile Group (FMG), продав ее Jesta Group. Новый владелец получил такие бренды, как Jamba!, Jamster, Mobizzo и Bitbop. Считается, что сумма сделки оказалась намного меньше тех 388 миллионов долларов, которые News Corp. отдала в 2006 году за основной лейбл Jamba!/Jamster, прославившийся флагманским рингтонным продуктом Crazy Frog (безумный лягушонок). Феномен Crazy Frog, повлиявший не только на экономику рингтонов, но и культуру, настолько удивителен, что достоин отдельного рассказа. История началась в 1997 году, когда шведский подросток Даниель Мальмедаль сымитировал голосом звук двухтактного двигателя мопеда. Примерный «текст» мопедного звука Примерный «текст» мопедного звука Соответствующий MP3-файл начал циркулировать на интернет-просторах, причем, вкупе с изображениями. Например, в 2001 году фотография болида с искомым звуком называлась «Тест на психоз»: насколько долго можно смотреть на картинку, слушать звучание и не смеяться. https://www.youtube.com/watch?v=3VXEDUVkbt8&feature=youtu.be В 2002-2003 годах Эрик Вернквист, шведский театральный актер и художник-мультипликатор, обнаружил запись и создал видеоряд под названием The Annoying Thing (раздражающая штука) с лягушонком в главной роли. Позже он вышел на автора оригинального звука, и партнеры лицензировали уже совместное творение Jamster и другим компаниям, желающим использовать его в качестве рекламы рингтонов. https://www.youtube.com/watch?v=oNnRGtVkr6E&feature=youtu.be Решающий момент настал в начале 2005 года, когда Хенниг Райт и Райнхард Райт, участники группы Bass Bumpers, выпустили попурри, смешав Crazy Frog с хитом Axel F Харольда Фальтермайера из саундтрека к фильму «Полицейский из Беверли-Хиллз». К маю сингл собрал 10 миллионов фунтов, превзойдя продажи Coldplay и Oasis. https://www.youtube.com/watch?v=k85mRPqvMbE К 2006 году нарисовался настоящий бум вокруг сумасшедшего лягушонка: компакт-диски, игрушки и куклы, видеоигры, настольные развлечения, одежда и аксессуары, брелоки, рюкзаки и т. д.

Конец эпохи рингтонов

Всю малину испортил онлайн. Британский оператор O2 выяснил: к 2012 году среди самых популярных мобильных манипуляций звонки занимали лишь пятое место. Верхняя строчка принадлежала интернет-серфингу. Затем шли соцсети – они на пару с мессенджерами почти уложили телефонную связь на лопатки. Пользователи стали реже звонить, считая такой вариант общения менее предпочтительным, а иногда и вовсе дурным тоном. Согласно отчету Ericsson, к 2015 году почти каждый четвертый житель Страны восходящего солнца наотрез отказался набирать собеседника. Рингтоны канули в прошлое. Стихли сами телефоны – теперь они преимущественно вибрируют. Веха «бумеров» и «сумасшедших лягушек» прошла. И только изредка из чьего-нибудь старенького динамика может запиликать знакомая мелодия, напоминая об эпохе двухтысячных. Ранее мы писали, про эволюцию мобильных телефонов: чем удивляли разработчики. Также читайте, как развитие Интернета повлияло на общество.

Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать