Мораторий на проверки бизнеса в Украине – адвокаты рассказали, что изменится и какой будет эффект

Адвокаты убеждены, что введение нового моратория на проверки — критически важный шаг в условиях военного положения

Бизнес
Адвокаты об указе по мораторию на проверки бизнеса в Украине

В Украине вводится мораторий на безосновательные проверки предприятий и вмешательство государственных органов в деятельность бизнеса в условиях военного положения. Решение подразумевает положительные изменения, но есть определенные риски и вызовы. Об этом Информатору рассказал руководящий партнер АО «Виннер Партнерс», адвокат, арбитражный управляющий Сергей Литвиненко. 

21 июля 2025 года президент Украины Владимир Зеленский подписал указ №538/2025, которым введено в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины о моратории на безосновательные проверки и вмешательства государственных органов в деятельность бизнеса и стимулирование экономического роста в Украине. К нововведениям и изменениям относится:

  • Мораторий для проверки: вводится запрет на проверки бизнеса правоохранительными, таможенными, налоговыми и другими органами контроля. Как сообщила премьер-министр Юлия Свириденко, мораторий рассчитан на год. Исключения: Мораторий не будет распространяться на «теневые» отрасли с очень высоким уровнем риска, такие как производство и торговля подакцизными товарами (алкоголь, табак), чтобы предотвратить появление новых «серых» схем.
  • Ограничения для предприятий с низким уровнем риска: планируется сократить количество проверок субъектов с низким уровнем риска, за исключением тех, которые занимаются торговлей подакцизными товарами.
  • Надзор в уголовных производствах: В сотрудничестве с Генеральной прокуратурой, правоохранительными и антикоррупционными органами уже начат надзор в уголовных производствах против бизнеса. Приоритет – закрытие безосновательных дел, блокирующих предпринимательскую деятельность.

Ожидаемые эффекты:

  • Ограничение вмешательства обеспечит предсказуемость для предпринимателей и экономическую безопасность
  • Меньше бумажной работы, тысячи часов на подготовку к проверкам освободятся для продуктивной деятельности
  • Сокращение необоснованных уголовных дел и установление контроля над действиями прокуроров снизит возможности для давления на бизнес.
  • За год должны заработать долговременные реформы регуляторной системы, дерегуляция, прозрачная система контроля.
  • Защита инвесторов, борьба с давлением и новая регуляция будут способствовать росту инвестиций.

Что касается потенциальных рисков и вызовов, то возможно:

  • Рост "теневого" сектора: хотя мораторий и предусматривает исключения для высокорисковых сфер (подакцизные товары), существует риск, что некоторые недобросовестные предприниматели могут попытаться воспользоваться "окном возможностей" для уклонения от налогов или нарушения других норм, если не будет эффективного контроля за исключениями.
  • Недостаточная эффективность исключений: важно, чтобы механизмы исключений из моратория (для высокорисковых сфер) были четко определены, эффективно реализованы и не привели к злоупотреблениям со стороны органов контроля.
  • Неготовность системы к изменениям: переход к диджитализации требует значительных изменений в методологии работы, обучении персонала и техническом оснащении органов контроля.
  • Восприятие "безнаказанности": важно четко понимать, что мораторий не означает полного отказа от государственного надзора или "прощения" нарушений, а только устранения безосновательного давления. Бизнес все еще несет ответственность за соблюдение законодательства.

"Несмотря на потенциальные вызовы, общий эффект от моратория на безосновательные проверки бизнеса в Украине ожидается положительным. Это решение является важным шагом к созданию более благоприятной бизнес-среды, которая является критически важной для экономического восстановления и развития страны, особенно в условиях войны. Успех и долгосрочный эффект будут зависеть от последовательности в реализации заявленных и действенных заявлений связанными с "теневой" экономикой", - указал Литвиненко. 

Управляющий партнер адвокатского объединения EvrikaLaw, глава комитета Национальной ассоциации адвокатов по вопросам инвестиционной деятельности и приватизации Андрей Шабельников обратил внимание, что указ содержит формулировку «безосновательных» проверок. Такими следует понимать внеплановые проверки, которые осуществляются органами контроля без достаточных правовых оснований (например, в отношении субъекта хозяйствования не поступали жалобы или отсутствуют нарушения действующего законодательства). Относительно основных инициатив, предусмотренных в данном решении СНБО:

Кабинету министров Украины поручено:

  • Активизировать меры по выявлению и конфискации заблокированных активов лиц, к которым применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции), а также обеспечить правовую защиту иностранных инвесторов.
  • Повысить эффективность налогового и таможенного контроля с фокусом на высокорисковых субъектов, при этом ограничить проверки для надежных.

Государственная регуляторная служба должна:

  • пересмотреть подходы к государственному надзору: минимизировать нагрузку на бизнес, устранить дублирование функций контролирующих органов, ввести цифровизацию и риск-ориентированные методы.
  • Обеспечить дерегулирование хозяйственной деятельности и усовершенствование лицензионной и разрешительной системы;

Верховной Раде Украины рекомендовано ускорить рассмотрение проектов законов Украины:

  • "О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины по усовершенствованию гарантий защиты субъектов хозяйствования при осуществлении уголовного производства" (регистр. № 12439 от 24.01.2025 года)
  • "О внесении изменения в пункт 4 раздела XXI "Заключительные и переходные положения" Таможенного кодекса Украины о компенсации инвестиций через налоги" (регистр. № 13414 от 25.06.2025 года);
  • "О внесении изменений в раздел ХХ "Переходные положения" Налогового кодекса Украины о компенсации инвестиций через налоги" (регистр. №13415 от 25.06.2025 года);
  • "Об основных принципах государственного надзора (контроля)" (регистр. № 5837 от 05.08.2021 года);
  • "О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях по повышению ответственности должностных лиц органов государственного надзора (контроля)" (регистр. №5838 от 05.08.2021 года);
  • "О внесении изменений в Закон Украины "О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений" о справедливом использовании арестованных активов Российской Федерации и его резидентов для защиты национальных интересов Украины" (регистр. № 13268 от 08.05.2025 года);
  • "О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и Уголовный процессуальный кодекс Украины и Закон Украины "О санкциях" по установлению ответственности за нарушение специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)" (регистр. № 12406 от 14.01.2025 года).

Офису Генерального прокурора, Бюро экономической безопасности Украины, Государственному бюро расследований, Национальной полиции Украины, Службе безопасности Украины рекомендовано:

  • завершить пересмотр (рассмотрение) уголовных производств по бизнесу для оценки целесообразности ограничительных мер и усиления контроля за законностью следственных действий с целью защитить права бизнеса в Украине и минимизировать чрезмерное вмешательство органов контроля в хозяйственную деятельность.

Адвокатка, кандидатка юридических наук Анна Даниэль суммировала основные положения принятого решения:

  1. Проверки ограничены: разрешение только для авторизованных экономических операторов и бизнеса с минимальными рисками, за исключением подакцизных товаров.
  2. Разработка риск-ориентированной модели: государство сосредоточится на субъектах с высоким риском нарушений или контрабанды.
  3. Ликвидация дублирования функций: между контролирующими ведомствами; внедрение единой информационной базы по повышению прозрачности.
  4. Защита инвесторов: в течение месяца должны принять меры по правам иностранных инвесторов; также активную идентификацию активов лиц под санкциями (3 месяца).
  5. Законотворческие инициативы СНБО: усиление защиты бизнеса по уголовным делам; реформа госнадзора; ответственность контролеров; налоговые механизмы компенсаций; использование конфискованных активов.

Введение нового моратория на проверки – критически важный шаг в условиях военного положения. Он:

  • снижает административное давление на бизнес;
  • уменьшает коррупционные риски, особенно со стороны мелких инспекторов;
  • помогает сосредоточиться на работе, а не на подготовке к проверкам;
  • повышает доверие к правительству, если мораторий действительно будет действенным, а не выборочным. Следует ограничить их чрезмерную активность в период войны, особенно там, где нет угрозы жизни или здоровью. Мораторий на подобные проверки позволит сохранить баланс между контролем и выживанием малого бизнеса.

Однако полная отмена контроля тоже опасна, ведь создает лазейки для недобросовестного бизнеса. Оптимальным вариантом является мораторий с четкими исключениями — например, для случаев нарушения трудовых прав или экологических норм.

"Правительство получит инструмент для снижения регуляторного давления и стимулирования экономического роста. Впрочем, ключевой вызов — провести цифровую трансформацию контроля, воплотить реформы до истечения срока моратория и не допустить бесконтрольности, особенно в высокорисковых сферах. По сути, речь идет об экономической безопасности: минимизации вмешательств, чтобы бизнес мог работать стабильно в условиях войны. Ну и улучшение инвестиционного климата: особенно с иностранным капиталом – привлечение инвестиций и локализация производств", - резюмировала Даниэль. 

Читайте нас в Facebook

Image
Оперативные новости: Украина, мир, война. Подпишись 👇

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать