Граждане не имеют обязанности перерегистрации вещных прав, возникших до 1 января 2013 года, однако это необходимость в условиях войны
С 1 января 2013 года в Украине заработал Государственный реестр прав на недвижимое имущество (ДРРП). Он заменил собой предварительные реестры прав на недвижимость (Реестр прав собственности на недвижимое имущество и бумажные регистровые книги и регистрационные дела БТИ). Чтобы полноценно пользоваться государственными электронными услугами и обезопасить свои имущественные права, гражданам, получившим право собственности до 2013 года, необходимо зарегистрировать его в Государственном реестре прав. Об этом сообщает Министерство юстиции.
Наличие зарегистрированных прав на недвижимость в Государственном реестре прав является надежным средством защиты прав добросовестных владельцев. После регистрации права собственности в Государственном реестре прав для подтверждения факта наличия у лица определенных прав достаточно заказать информационную справку из Государственного реестра прав о конкретном объекте недвижимости. Госреестр предоставляет дополнительные гарантии защиты прав для владельцев недвижимого имущества в условиях военного положения и в случае утери или уничтожения бумажных оригиналов документов или уничтожения архивов БТИ. К сожалению, после начала полномасштабного вторжения многие такие архивы БТИ уже уничтожили или разворовали оккупанты.
Регистрация прав на недвижимость в этом реестре позволяет владельцу беспрепятственно:
Владелец недвижимого имущества, право на которое возникло до 1 января 2013 года, может обратиться к государственному регистратору (в Центр предоставления административных услуг), нотариусу за местонахождением объекта недвижимого имущества (в пределах области, за исключением территорий, по которым действует принцип экстерриториальности).
Если местонахождением объекта является Автономная Республика Крым, Донецкая, Запорожская, Луганская, Николаевская, Харьковская, Херсонская области, город Севастополь, то владелец имеет право обратиться к любому государственному регистратору (в Центр предоставления административных услуг), нотариусу в пределах Украины, не привязываясь к территориальности.
Также владелец недвижимого имущества, право на которое возникло до 1 января 2013, может подать заявление в электронной форме через портал «Дія». Такая услуга доступна Львовской, Тернопольской, Харьковской, Хмельницкой, Черниговской, Закарпатской, Ровенской, Днепропетровской, Полтавской, Киевской, Кировоградской, Запорожской, Черновицкой, Волынской, Черкасской, Сумской, Винницкой, Одесской, Ивано-Франковской, Николаевской, Житомирской и Херсонской областей (22 области).
В соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и их обременений в Государственном реестре прав осуществляется только на основании заявления и поданных заявителями документов, подтверждающих приобретение, изменение или прекращение вещных прав на недвижимое имущество. То есть добровольно. Закон разрешает владельцу обратиться за проведением государственной регистрации таких прав без административного сбора. Таким образом, граждане не имеют обязанности «перерегистрации» вещных прав, возникших до 1 января 2013 года, однако это необходимо в условиях военного положения.