Продажи через OLX, Rozetka, Airbnb или Uber станут прозрачными для Налоговой – адвокатка проанализировала правительственные законопроекты

Два законопроекта 12.09.2025 года предоставлены на ознакомление народным депутатам Украины

Налоговая
Адвокатка о двух законопроектах о налогах с граждан, продающих через интернет

Кабинет министров подал законопроект: платформы OLX, Rozetka, Airbnb или Uber сами будут удерживать налоги с доходов продавцов и будут отчитываться государству. До 36 тысяч долларов в год - без налога, малый доход - 5%, большие обороты - 18%. Об этом Информатору рассказала Анна Даниэль, адвокатка, кандидатка юридических наук, руководительница Адвокатского бюро "Анны Даниэль".

Кабинет министров Украины подал два взаимосвязанных законопроекта: 1) Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и Закон Украины "О банках и банковской деятельности" о внедрении международного автоматического обмена информацией о доходах, полученных через цифровые платформы (№14025 от 09.09.2025 года), который разработан в Украине доходы, полученные через цифровые платформы, с целью гармонизации национального налогового законодательства с правом Европейского Союза и Организации экономического сотрудничества и развития, что будет способствовать выполнению международных обязательств Украины как страны-кандидата на членство в ЕС и ОЭСР. Так, в частности, законопроект направлен на имплементацию положений Модельных правил ОЭСР по отчетности операторов цифровых платформ и положений Директивы Совета (ЕС) 2021/514 от 22 марта 2021 года о внесении изменений в Директиву 2011/16/ЕС об административном сотрудничестве в сфере налогообложения.

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Налоговый кодекс Украины и Закон Украины «О банках и банковской деятельности». Так, Кодекс предложено дополнить новой статьей 347 «Международный автоматический обмен информацией о доходах, полученных через цифровые платформы», определены основные требования к установлению подотчетными операторами платформ подотчетных продавцов и представление отчетов о доходах, полученных подотчетными продавцами через платформы, для целей Многостороннего соглашения DPI.

Концепцией налогообложения доходов таких физических лиц предусмотрено установление ставки налогообложения таких доходов в размере 5% и возложение обязанностей налогового агента на подотчетных операторов платформ. Подотчетными будут считать 2 категории:

  • операторы цифровых платформ.
  • физические лица-продавцы или поставщики услуг через такие платформы, которые не являются официально предпринимателями (ФЛП или иное), но получают доходы.

В связи с этим Кодекс предложено дополнить новой статьей «Налогообложение доходов подотчетных продавцов от осуществления отчетной деятельности через цифровые платформы». Так, предусмотрено, что право на налогообложение доходов от осуществления отчетной деятельности по ставке 5% имеет налогоплательщик-резидент, достигший 18 лет и отвечающий одновременно всем следующим требованиям:

  • плательщик налога имеет по меньшей мере один текущий счет, открытый специально для целей осуществления отчетной деятельности, и уведомляет каждого подотчетного оператора платформы, с которым заключен договор о предоставлении доступа к платформе, о номере (реквизитах) текущего счета, через который осуществляются расчеты при осуществлении отчетной деятельности;
  • осуществляет расчеты при осуществлении отчетной деятельности исключительно в денежной форме – наличной или безналичной – с использованием текущего счета, открытого специально для целей осуществления отчетной деятельности;
  • относительно налогоплательщика не принято решение о применении специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в порядке, установленном Законом Украины "О санкциях";
  • не является самозанятым лицом в соответствии с Кодексом;
  • не использует труд наемных лиц;
  • объем дохода, полученный физическим лицом – подотчетным продавцом в течение календарного года от осуществления отчетной деятельности, не может превышать 834 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (около 6,7 миллиона гривен по состоянию на 01.01.2025 года);
  • не производит продажу подакцизных товаров.

В то же время законопроектом установлено, что, если физическое лицо – подотчетный продавец в течение отчетного периода (календарного года) осуществило не более трех продаж товаров через платформу на общую сумму, не превышающую эквивалент 2 000 евро за календарный год по официальному курсу гривны по отношению к евро, установленному Национальным банком Украины по состоянию на 1 января отчетного налогового года такое лицо имеет право не открывать текущий счет в банке для осуществления отчетной деятельности, а использовать имеющиеся текущие счета в банке, открытии для собственных нужд.

2) Проект Закона о внесении изменений в статью 50 Гражданского кодекса Украины о внедрении международного автоматического обмена информацией о доходах, полученных через цифровые платформы Европейского Союза и Организации экономического сотрудничества и развития, что будет способствовать выполнению международных обязательств Украины как страны-кандидата на членство в ЕС и ОЭСР. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в часть второй статьи 50 Гражданского кодекса Украины, которыми предусмотрено, что не подлежит государственной регистрации как предприниматель физическое лицо, осуществляющее отчетную деятельность, определенную подпунктом 14.1.286.11 подпункта 14.1.286 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины через оператора платформы при условии, что такая деятельность осуществляется в порядке, установленном статьей 1781 Налогового кодекса Украины.

К отчетной деятельности в соответствии с проектом Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и Законом Украины «О банках и банковской деятельности» о внедрении международного автоматического обмена информацией о доходах, полученных через цифровые платформы», который взаимосвязан с проектом Закона относится любой из видов деятельности, осуществляемой продавцом через платформу за вознаграждение: а) предоставление в аренду недвижимого имущества, в том числе жилой и нежилой недвижимости, а также любого другого недвижимого имущества и парковочных мест; б) личные сервисы; в) продажа товаров; г) предоставление в аренду транспортных средств.

Реализация положений законопроекта по предмету правового регулирования не будет оказывать непосредственного влияния на развитие отдельных регионов; рынок труда; уровень занятости населения; общественное здоровье, улучшение или ухудшение состояния здоровья населения или его отдельных групп; экологию и окружающую среду, объем природных ресурсов, уровень загрязнения атмосферного воздуха, воды, земель, в частности, загрязнение образовавшимися отходами. В то же время принятие законопроекта акта будет способствовать: внедрению в Украине международного автоматического обмена информацией о доходах, полученных через цифровые платформы, что позволит повысить уровень соблюдения требований налогового законодательства и увеличить потенциальные налоговые поступления в бюджет Украины; созданию прозрачной и справедливой налоговой среды; исполнению международных обязательств Украины как страны-кандидата на членство в ОЭСР; приближению Украины к членству в Европейском Союзе путем гармонизации национального налогового законодательства с правом ЕС; исполнению международных обязательств Украины перед Международным валютным фондом. 12.09.2025 года они предоставлены на ознакомление народным депутатам Украины.

Следите за нами в Telegram

Image
Оперативные новости и разборы: Украина, война, мир
Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать