Ответственность за обманчивые вакансии - адвокаты рассказали, что нужно знать работодателям и соискателям работы

Госпродпотребслужбе предоставлено полномочия отслеживать соблюдение законодательства о рекламе в части трудоустройства

Трудоустройство
Адвокаты об ответственности за дискриминационные и обманчивые вакансии

Госпродслужба с 8 мая 2025 года официально начала мониторинг объявлений о вакансиях. Основное внимание – выявление дискриминационных формулировок и манипуляций в рекламе трудоустройства. Эта инициатива реализована на основании Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно разграничения полномочий центральных органов исполнительной власти…». Об этом Информатору рассказал адвокат Анатолий Перепельченко. 

Адвокатка "EvrikaLaw" Ольга Брус отметила, что Госпродпотребслужбе предоставлено полномочия отслеживать соблюдение законодательства о рекламе в части трудоустройства. Предметом мониторинга станут объявления, которые публикует или работодатель или рекрутинговые агентства. Основное внимание будет уделяться:

  • выявлению дискриминационных формулировок - по возрасту, состоянию здоровья, расе, или этническому происхождению.
  • фиксации признаков манипуляций.

"Ответственность за нарушение требований к рекламе услуг по трудоустройству введена еще с 2021 года и предусмотрена ст. 24-1 Закона Украины «О рекламе». Так, в случае нарушений рекламодатель должен уплатить штраф в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент совершения нарушения (в 2025 году это 80 тысяч гривен). Поэтому бизнесу следует безотлагательно проверить опубликованные им вакансии по соблюдению требований законодательства в сфере рекламы услуг по трудоустройству. Это поможет избежать существенных штрафов от Госпродпотребслужбы", - подчеркнула Брус.

Что считается нарушением в вакансиях?

  • Дискриминационные формулировки, в частности: указание возраста (например, «до 35 лет»); указание пола («только для женщин/мужчин»), кроме случаев, предусмотренных законом; требования по расе, национальности, состоянию здоровья, семейному состоянию.
  • Манипуляции в тексте объявлений: преувеличение заработной платы без уточнения условий (например, без указания, что это бонус или "к"); умолчание ключевых деталей (ночные смены, испытательный срок, реальная ставка); нечеткие, обобщенные или откровенно обманчивые фразы.

Исключения – когда это допустимо?

Есть частные случаи, когда подобные формулировки не считаются дискриминацией, если:

  • определенный пол или возраст объективно являются профессиональным требованием для выполнения работы (например, актерские роли, охранники определенного типа, работники в женском приюте);
  • есть обоснованное требование относительно физического состояния здоровья, если это напрямую связано с безопасностью или исполнением должностных обязанностей (например, водители общественного транспорта);
  • требуется наличие украинского гражданства или владения государственным языком, если этого требует законодательство (например, государственная служба).

Но даже в таких случаях работодатель должен иметь документальное обоснование, почему именно эти условия являются критическими для должности.

Какая ответственность?

Согласно статье 27 Закона Украины «О рекламе», предусмотрены следующие штрафы:

  • Пятикратная стоимость распространенной рекламы – основная санкция для рекламодателей, производителей или распространителей.
  • 100 НМДГ — за непредставление или предоставление недостоверной информации о стоимости рекламы.
  • До 300 НМДГ – если стоимость рекламы невозможно установить.

В случае повторного нарушения в течение года - штраф в двойном размере.

Как именно налагаются штрафы: 

  • Фиксация нарушения: должностное лицо составляет протокол.
  • Рассмотрение дела начинается в течение 3 рабочих дней, а завершается позже 30 календарных дней.
  • Субъект рекламы получает уведомление о дате, времени, месте рассмотрения, своих правах и обязанностях.
  • Дело рассматривают с участием или без участия субъекта (если он не явился, но был поставлен в известность).
  • В процессе могут быть привлечены свидетели, эксперты, переводчики.
  • Если нарушения не обнаружено, дело закрывают. Если обнаружено, принимается решение о штрафе.
  • Решение оформляется в двух экземплярах и направляется/вручается в течение 3 рабочих дней.
  • Решение вступает в силу с момента вручения.
  • Обжалование возможно в судебном или административном порядке.
  • Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушения.
  • Невыплаченный штраф взимается принудительно.

Рекомендации работодателям

Проверьте все активные вакансии: выберите фразы, которые могут быть трактованы как дискриминационные или манипулятивные. Указывайте реальные условия труда – включая бонусы, испытательные сроки, ночные смены. Сохраняйте документы о стоимости размещения объявлений – для избежания дополнительных санкций.

Советы для соискателей

Если вы заметили дискриминационные или обманчивые вакансии, делайте скриншоты и фиксируйте ссылки. Подавайте жалобу в Госпродпотребслужбу или Гоструд — такие объявления можно и нужно разоблачать.

Контроль за рекламой вакансий

С 8 мая 2025 года Госпродслужба начала новое направление работы — контроль за содержанием объявлений о вакансиях. Под мониторинг попадают все объявления, публикуемые работодателями или рекрутинговыми агентствами. Основное внимание уделяется:

  • выявлению дискриминационных формулировок — по возрасту («до 35 лет», «молодой коллектив»), полу («только для женщин/мужчин»), состоянию здоровья, расе или этническому происхождению;
  • фиксации признаков манипуляций - преувеличение заработной платы без уточнения условий, умолчания важной информации (например, ночные смены или испытательный срок), использование нечетких или обманчивых формулировок.

"Работодателям следует пересмотреть свои объявления и привести их в соответствии с требованиями законодательства. Это не только позволит избежать штрафов, но и поможет сохранить доверие кандидатов. Если вы заметили дискриминационные или обманчивые вакансии — зафиксируйте нарушения и обратитесь в территориальные управления Госпродпотребслужбы", - говорил заместитель главы Госпродпотребслужбы Андрей Крейтор.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube