Размер базовой пенсии будет одинаковым для всех пенсионеров – 30% от минимальной зарплаты после вычета из нее налогов
Министерство социальной политики обнародовало законопроект, предусматривающий реформу солидарного уровня пенсионной системы. Согласно документу, пенсионные выплаты будут состоять из базовой и страховой составляющих. Об этом 9 декабря сообщает УП.
В случае, если задуманное Минсоцполитики удастся, в Украине заработает трехуровневая пенсионная система, а в старости украинцы смогут претендовать на выплаты, размер которых будет превышать половину их зарплаты. По крайней мере, так обещают авторы законопроекта. Кроме того, в результате реформы с солидарного уровня должны убрать многочисленные надбавки, а процесс расчета пенсии максимально упростить.
Она будет обязательной и одинаковой для всех пенсионеров. Расчет страховой составляющей в рамках реформы существенно обновят: вместо громоздких формул введут балльную систему, многочисленные надбавки и "дотяжки" (надбавки, чтобы размер выплат составлял гарантированный Конституцией прожиточный минимум) исчезнут, а спецпенсии вообще выведут "за скобки" солидарного уровня. Требования к получению пенсий менять не будут. Для выхода на заслуженный отдых необходимо иметь 35 лет трудового стажа (при выходе на пенсию в 60 лет) или по крайней мере 15 лет стажа (для выхода на пенсию в 65 лет). Вместе с этим государство позволит выйти на пенсию лицам, которые в 65 лет не имеют достаточно трудового стажа, но накопили определенное количество баллов.
Базовая пенсия – это составляющая солидарной пенсии, которую будут начислять всем пенсионерам. Она будет своеобразным минимальным размером пенсии, который государство будет выплачивать в любом случае и к которому будут прилагать часть пенсионной выплаты, зависящей от стажа гражданина. Размер базовой пенсии будет одинаковым для всех пенсионеров – 30% от минимальной зарплаты после вычета из нее налогов. Если пенсионная реформа заработает в 2025 году, то размер базовой пенсии будет составлять 1848 грн (минимальная зарплата – 8000 грн, а после уплаты налога на доходы физических лиц и нового военного сбора – 6160 грн).
Страховая пенсия – это часть солидарного уровня, которая зависит от трудового стажа пенсионера и размера получаемой им зарплаты. У всех ее размер есть и будет разным. В рамках реформы расчет размера страховой выплаты будет полностью пересмотрен. Вместо сложных и запутанных формул введут систему баллов. Проще говоря, размер пенсионной выплаты будет зависеть от количества заработанных в течение трудовой деятельности баллов. Их человек будет получать каждый месяц, в течение которого был официально трудоустроен (и работодатель осуществлял за него взносы в Пенсионный фонд).
Когда придет время выходить на пенсию, размер страховой выплаты будет определяться, умножив сумму заработанных за всю трудовую деятельность баллов на стоимость одного балла. Стоимость пенсионного балла будет пересматриваться ежегодно в марте. Такой подход заменит традиционную индексацию пенсий, ведь увеличивая стоимость балла государство будет автоматически увеличивать размеры пенсионных выплат. И это должно решить еще одну проблему пенсионной системы.
В настоящее время индексация осуществляется на сумму, отражающую половину роста средней зарплаты и половину индекса инфляции. Это означает, что в периоды, когда экономика развивается стабильно, а инфляция низкая, пенсии растут меньше, чем зарплаты. Привязка к стоимости балла решит эту проблему, поскольку цена будет зависеть исключительно от размера средней зарплаты.
Когда человек будет зарабатывать ежемесячно. Количество их зачисления будет зависеть от размера заработной платы. Если она равняется средней официальной зарплате в Украине (по данным Пенсионного фонда), то за месяц работы человеку насчитывается 10 баллов. В случае если размер вознаграждения превышает среднюю зарплату в Украине, то количество баллов увеличивается пропорционально. И наоборот – если меньше, то баллов будет пропорционально меньше.
Например, лицо трудоустроено официально, а его зарплата составляет 30 тыс. грн. По данным Пенсионного фонда, средняя зарплата в сентябре 2024 составила 18020,86 грн. Если бы новая система расчета страховой пенсии уже действовала, то по показателю средней зарплаты ей бы насчитали 10 баллов. Однако, поскольку у человека зарплата в 1,664 раза выше, то и количество баллов будет пропорционально больше и составит 16,64.
Другой пример: в сентябре работник получал минимальную зарплату – 8000 грн. Следовательно, за такой месяц ему начислят только 4,44 пенсионного балла (поскольку 8000 грн это всего 44,4% от средней зарплаты в Украине).
Поскольку для выхода на заслуженный отдых необходимо иметь не менее 35 лет трудового стажа, то человек, всю жизнь получавший среднюю зарплату, заработает 4200 баллов. Эта цифра превратится в своеобразный эталон, который будет использоваться для расчета стоимости одного балла. Минимальное количество, которое даст право на получение выплат по возрасту (при наличии необходимого стажа) – 1440 баллов.
Стоимость пенсионного балла будет рассчитываться раз в год. Для этого произведение средней зарплаты за предыдущий год и коэффициента 0,3 будут делить на 4200. Например, для 2024 стоимость пенсионного балла, рассчитанная по этой формуле, составляла бы примерно 1,02 грн.
Для того чтобы рассчитать размер страховой пенсионной выплаты нужно умножить количество заработанных баллов на стоимость одного. Например, если лицо, получающее зарплату 30 тыс. грн, на протяжении всей трудовой деятельности получала зарплату, которая приблизительно одинаково соотносилась со средней зарплатой по стране, то за 35 лет стажа она могла накопить примерно 6990 баллов. По новой системе размер страховой части солидарной пенсионной выплаты этому лицу в 2024 году составил бы 7130 грн.
Другой пример – лицо, всю жизнь получавшее зарплату, составлявшую примерно 44% от средней зарплаты по стране (минималку). За 35 лет трудовой деятельности она могла накопить 1865 баллов, а размер ее страхового компонента солидарной пенсии составил около 1902 грн. Понятно, что эти примеры максимально упрощены. При расчете пенсии государство будет принимать во внимание размер зарплаты, которую получал будущий пенсионер, в течение каждого месяца официального трудоустройства и сравнивать эти данные со средней по стране.
Размер выплаты, на которую будет претендовать человек после реформы, будут рассчитывать как сумму базовой и страховой пенсий. То есть лицо, которое всю жизнь получало среднюю зарплату в 2024 году могло бы претендовать на 6140 грн: базовая пенсия 1848 грн "плюс" страховая выплата 4292 грн (добыча 4200 баллов при стоимости балла 1,02 грн). Возвращаясь к примерам, размер солидарной пенсии с зарплатой 30 тыс. человек. грн по новым правилам составлял бы 8978 грн, а лица с минималкой – 3750 грн.
Учитывая это ограничение, максимальное количество пенсионных баллов будет рассчитываться из той суммы, из которой было уплачено ЕСВ. Другими словами, даже если зарплата человека превышает 15 минимальных зарплат, то государство ему начислит пенсионных баллов всего за 15 минималок.
После проведения реформы размеры выплат тем людям, которые уже на пенсии, пересчитают по новым правилам, то есть с учетом заработанных ими баллов. Также к их страховой выплате прибавят базовую пенсию. Остальные доплаты – за определенный статус личности или особые условия труда – выведут из пенсионной системы и переведут в государственный бюджет. Ожидается, что после реформ размеры солидарных пенсий возрастут для 80% украинских пенсионеров. Если перечисленная по новым правилам пенсия окажется меньше, чем раньше, то ее размер уменьшать не будут.
Еще одна часть реформы – введение обязательного накопительного уровня пенсионной системы. Его предусмотрели в законодательстве еще в 2003 году, однако с тех пор все попытки его ввести реально были неудачными. Особенностью второго уровня есть индивидуальный характер вкладов. Если на солидарном уровне выплаты осуществляют из "общего котелка", в который вносят взносы граждане трудоспособного возраста, то на накопительном, размер будущих выплат зависит исключительно от того, сколько лицо само себе отложило на старость. В рамках реформы каждому работающему украинцу откроют индивидуальные пенсионные счета, которые ежемесячно будут пополняться работодателями и государством. Накопительный фонд, который будет управлять этими средствами, будет инвестировать их для того, чтобы уберечь от инфляции и приумножить. В отличие от вкладов в солидарный пенсионный фонд (которые сразу же тратятся на выплату действующим пенсионерам) средства в накопительном будут оставаться в собственности лица. К примеру, их можно будет передавать по наследству. Доступ к накопительным вкладам откроется только после ухода на пенсию, то есть в 60 лет при наличии 35 лет трудового стажа.
В случае пожизненной пенсии право на передачу по наследству накопленных взносов будет сохраняться только в течение 10 лет, а в случае пенсии на определенный срок такое право будет сохраняться в течение всего периода выплат. Однако если пенсионер переживет установленный период, то выплаты прекратятся. Размер пенсионной выплаты из накопительного фонда составит не менее половины прожиточного минимума. Если человек присоединится ко второму уровню пенсионной системы слишком поздно и еще не успеет накопить достаточно средств для таких выплат, то он сможет получить все свои сбережения одноразовым платежом или направить их на солидарный уровень (приобретая пенсионные баллы). Как отмечают в Минсоцполитики, государство создаст специальный фонд, гарантирующий пенсионные накопления граждан (по примеру Фонда гарантирования вкладов для банков).
Начиная с четвертого года у граждан появится право перенести свои пенсионные сбережения на счета частных компаний, авторизуемых для участия во втором уровне. Это могут быть как негосударственные пенсионные фонды (НПФ), так и страховые компании или банки. Негосударственные операторы пенсионных накоплений смогут конкурировать за вкладчиков, предлагая разные инвестиционные стратегии. Например, более рисковые будут предусматривать более высокую прибыльность, а более консервативные будут более надежными, хотя и будут приносить меньшую доходность.
Направления инвестирования пенсионных средств будут ограничивать законодательство. Вероятно, они не будут отличаться от направлений инвестиций НПФ, которые уже работают на рынке – преимущественно государственные облигации, банковские депозиты, акции и облигации частных предприятий, драгоценные металлы и недвижимость.
Концепция новой пенсионной реформы не подразумевает увеличения фискальной нагрузки на работодателей и работников. Взносы в накопительный фонд будут производиться за счет соответствующего уменьшения НДФЛ и ЕСВ.
В первый год после реформы взнос в накопительный фонд составит 2-3% от зарплаты: по 1% за счет соответствующего уменьшения ЕСВ и НДФЛ, а еще 1% – добровольный взнос работника. Правда, последний добровольно лишь условно, ведь будет взиматься автоматически, однако работник будет иметь право от него отказаться. Для этого необходимо будет пройти определенные бюрократические процедуры.
В дальнейшем размеры взносов за счет НДФЛ, ЕСВ и размер добровольного взноса работника будут расти: на второй год до 2% (то есть общий взнос на накопительный счет составит до 6%), а на третий год – до 3% (до 9%).
С четвертого года после начала реформы обязательным останется только взнос за счет ЕСВ – 3%. Однако в случае, если работник изъявит желание добровольно уплачивать взнос в накопительный фонд по своей зарплате, то государство будет дублировать его и перечислять на накопительный счет аналогичную сумму, но не более 3% от зарплаты.
Предложение дублировать из госбюджета взнос работника было и в предыдущем законопроекте о введении накопительных пенсий. Тогда Минфин оценивал, что каждый процент такой доплаты может обойтись государству в 22 млрд грн.
Все специальные условия ухода на пенсию планируют вывести из пенсионной системы и оплачивать напрямую из госбюджета. Особенности расчета таких пенсий построят в один закон "О пенсиях за особые заслуги", текст которого изложат в новой редакции.
"Размер дополнительных государственных социальных выплат к пенсии для каждой отдельной категории лиц будет устанавливаться как процент от базовой величины, размер которой на старте реформы будет эквивалентен размеру прожиточного минимума для лиц, потерявших трудоспособность", – говорится в пояснительной записке к законопроекту о пенсионной реформе.
В дальнейшем правительство планирует обеспечивать оплату спецпенсий и надбавок посредством создания профессиональных пенсионных фондов. Например, повышенные размеры пенсий бывших прокуроров или работников правоохранительных органов можно было бы обеспечить благодаря дополнительным взносам в соответствующие профессиональные накопительные фонды.
Финансирование надбавок за особые условия труда (так называемые списки №1 и №2) планируется перевести на работодателей, которые будут осуществлять дополнительные страховые платежи за своих сотрудников. Это должно стимулировать таких работодателей улучшать условия труда, так как в таком случае будет уменьшаться и размер взносов за работников.
Изменения в солидарный уровень пенсионной системы вступят в силу с 1 июля 2025 года, говорится в обнародованном законопроекте Минсоцполитики. Накопительный уровень пенсионной системы планируется ввести с 1 января 2026 года.
Подписывайтесь на нашу Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.