Новая экономическая инициатива от "Слуги народа" может дать Нацбанку очень широкие и непрозрачные полномочия
Народные депутаты от "Слуги народа", среди которых глава финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев, Ольга Василевская-Смаглюк, а также Евгений Брагар и другие, зарегистрировали новый законопроект под номером 9422 (об изменениях в госрегулировании рынков финуслуг). Он предлагает предоставить сверхширокие полномочия Национальному банку Украины (НБУ). Есть высокие риски того, что регулятор таким образом превратится в фактически отдельную ветвь власти с максимальной непрозрачностью действий.
Соответствующий проект закона уже находится на сайте Верховной Рады. Акторы финансового рынка Украины очень обеспокоены происходящим, сообщает издание Today.ua.
Закон предусматривает выведение всех регуляторных актов НБУ относительно финучреждений из-под действия Закона "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности". Поводом для его подачи является обещание уменьшения процентных ставок в кредитных организациях и принуждение последних к более глубоким проверкам клиентов. Однако, это еще не все. В случае принятия документа Нацбанк значительно усилит свое влияние на финансовый рынок и получит широкое увеличение полномочий, которых он сейчас не имеет.
Предполагается, что благодаря Закону НБУ сможет участвовать во всех заседаниях руководства коммерческих частных банков и проводить их дистанционные проверки. Это при том, что такие действия можно проводить только при физическом присутствии в банке. Если Закон примут, то представители частных банковских учреждений по первому требованию НБУ должны будут предоставлять онлайн-доступ ко всем документам, в которых будет заинтересован регулятор.
Также НБУ хочет получить полномочия по контролю за рекламой финансовых услуг. Это касается прежде всего кредитных учреждений.
"Если в НБУ сочтут, что реклама не отвечает требованиям законодательства и не раскрывает финансовых деталей этой услуги - заказчиков будут ждать существенные штрафы. Хотя реклама относится к сфере регулирования Госпродпотребслужбы. Также будут значительно увеличены штрафы для финансовых учреждений за нарушение прав потребителей кредитов” (если так сочтут в Нацбанке)", - отмечается в материале аналитиков Today.ua.
Самым же главным "подводным камнем" закона является, собственно, это именно выведение регуляторных нормативных актов регулятора из-под действия Закона о государственной регуляторной политике. Этот документ предусматривает своего рода "предохранитель" от "регуляторной монополии" того или иного регулятора, в том числе государственного. К тому же данный Закон является частью Меморандума с МВФ, хотя он и не является обязательным для выполнения условием. Эксперты предостерегают, что принятие законопроекта 9422 от "слуг" может разрушить все демократические и европейские принципы государственной регуляторной политики.
Следует отметить, что сейчас рынок финансовых услуг и без того очень зарегулирован. Война только усугубила эту тенденцию.
Если внезапно ограничить ставки по кредитам, это может привести к падению доходов отдельных микрофинансовых организаций (МФО). В свою очередь, рано или поздно из-за этого им придется покинуть украинский рынок. Недавно в Украине уже прекратили работать такие организации, как Mister Cash, CC Loan, ZeCredit и другие. Это было решение НБУ.
За 2022 год с кредитного рынка нашей страны уже ушли около 420 МФО. В будущем деятельность НБУ может привести к тому, что рынок микрокредитов вообще исчезнет как официальное явление и перейдет либо в тень, либо под крыло организованной преступности, где никакого контроля со стороны государства уже не будет априори. Представители МФО говорят, что новые полномочия регулятора могут полностью уничтожить кредитный рынок. Впрочем, сейчас эти организации все еще остаются сверхприбыльными, ведь порой ставки достигают сотни процентов.
Эксперты уже подготовили письмо к Президенту Зеленскому с обоснованием, почему принятие законопроекта №9422 ставит под угрозу демократическое участие общественности в разработке нормативно-правовых актов Нацбанка. Однако на 17 сентября глава государства еще не предоставил какой-либо комментарий по этому поводу.
Следует отметить, что в настоящее время НБУ и так наделен очень широкими полномочиями. Он выполняет функции регулирования, надзора и контроля финучреждений, лицензирования, создания нормативно-правовых актов и т.д. "Слуги народа" хотят усилить Нацбанк, однако сделать это они стремятся за счет лишения непосредственных акторов рынка права участвовать в разработке проектов документов, определяющих правила работы рынка и устанавливающих те или иные административные процедуры.
Простыми словами можно сказать так: в случае принятия законопроекта 9422 Нацбанк при подготовке и принятии своих регуляторных инициатив больше не будет иметь необходимость узнавать мнение общественности и финансовых игроков, работающих на рынке. Значительно усилится закрытость деятельности НБУ – конечно же, это не будет способствовать развитию всего финансового сектора.
"Участники рынка опасаются, что нестабильность и непредсказуемость регулирования рынка небанковских финансовых учреждений приведет к значительному оттоку инвестиций из данного сектора, турбулентности и увеличит недоверие финансовых организаций к Нацбанку", - пишут журналисты.
НБУ получит возможность по своему усмотрению, без какого-либо обсуждения с участниками рынка и без учета их мнений и интересов принимать нормативно-правовые акты, которые будут существенно изменять правила работы. Это, в свою очередь, приводит к росту коррупционных рисков, когда решения будут приниматься не в интересах рыночных акторов и общества, а по заказу тех или иных лиц или структур. Причем эти сомнительные решения НБУ смогут полностью легализовать в правовом поле путем принятия тех же нормативных актов.
В Государственной регуляторной службе также недовольны проектом Закона от Василевской-Смаглюк, Гетманцева и компании. Там указывают на его опасность: отсутствие учета интересов участников рынка, уничтожение баланса, нарушение закрепленных в Конституции требований и т.д.
Одна из главных и системных проблем нашего государства — повальная коррупция во всех сферах, которые только можно вспомнить. Особенно критично этот вызов в контексте экономики и финансовой системы во время войны. К сожалению, тот документ, который предлагают слуги, несет значительные коррупционные риски для финансовой сферы.
Так, по мнению финансовых экспертов по организации ОУФР, законопроект нарушит международные обязательства Украины по верховенству права и борьбе с коррупцией при разработке и принятии регуляторных нормативных актов НБУ.
"Вывод регуляторных актов Нацбанка относительно небанковских финансовых учреждений из-под действия закона "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" будет противоречить Методологии проведения антикоррупционной экспертизы НАПК", - отмечают эксперты.
В законе вообще отсутствуют механизмы государственного контроля качества и соответствия законодательству нормативно-правовых актов Нацбанка. Эти акты не регистрирует Минюст, который проверяет документы на предмет соответствия законам. Также регулятор не согласовывает свои решения с Государственной регуляторной службой. Кроме этого, НБУ не обязан создавать общественный совет, который мог бы давать свои мысли относительно того, как усовершенствовать документы по регулированию рынка небанковских финучреждений.
Из-за всего вышеперечисленного в нормативных актах Национального банка нередко присутствуют ошибки, нарушения законодательства и иногда отдельные признаки коррупционной составляющей. Участие общественности могло бы существенно помочь в устранении большинства этих проблем. Однако закон 9422 не предусматривает этого.
Комитет Верховной Рады Украины по антикоррупционной политике также недоволен документом. В своих выводах он отмечает, что законопроект не отвечает требованиям антикоррупционного законодательства. Однако эту позицию авторы документа просто проигнорировали.
Как мы уже подмечали выше, новым Законом депутаты хотят вывести регуляторные акты Нацбанка из-под действия закона об основах государственной регуляторной политики. Следует отметить, что последний разрабатывался при прямом участии экспертов Европейского Союза и полностью отвечает всем принципам регулирования, предусмотренным законодательством ЕС. Законом установлена четкая, прозрачная и демократическая процедура принятия органами власти регуляторных актов.
Эта самая процедура предусматривает ряд конкретных действий, среди которых, в частности, обязанность Нацбанка рассматривать все предложения от общественности. На важности участия актеров гражданского общества в процессах принятия решений и их обсуждения постоянно подчеркивают Совет Европы, в состав которого входит и Украина.
Собственно, публичное обнародование проектов всех регуляторных актов НБУ с их последующим обсуждением в профильной сфере гражданского общества – обязательный этап данной работы. Именно это обеспечивает подготовку качественных документов, которые не вызывают возмущения у украинцев и способствуют развитию государства.
Однако законопроект 9422 является фактически шагом к уничтожению гражданского общества нашей страны. Он создает большие риски нестабильности и непредсказуемости регуляторной политики НБУ, а также дает возможность для разного рода коррупционных влияний на деятельность Нацбанка. Это не соответствует как европейским подходам, так и прямо противоречит Национальной стратегии содействия развитию гражданского общества в Украине. Ее Президент Зеленский утвердил еще в 2021 году.
"Нормативно-правовые акты НБУ регулируют наиболее коррупционно рисковые сферы общественных отношений, поэтому нуждаются в четких, установленных законом процедурах их принятия при обязательном участии общественности", - подчеркивают эксперты.
Наконец, в своих постановлениях Нацбанк хочет еще больше использовать так называемый "инструмент профессионального суждения". Это механизм, согласно которому эксперты, работающие в НБУ, будут делать выводы о нарушениях законодательства и норм Нацбанка другими участниками финансового рынка. На основе этого будут приниматься соответствующие решения. Однако проблема в том, что никакой ответственности за свои решения эксперты не будут нести - а это опять-таки возвращает нас в ряд рисков: от банальной непрофессионализма до коррупционного интереса.
"Чрезвычайно опасно, когда вся власть на рынке сосредотачивается в руках одного органа власти... как это происходит с Национальным банком... при отсутствии эффективных механизмов сдерживаний и противовесов. При этом НБУ ведет себя как отдельная ветвь власти, никем не контролируемая и ничем не сдерживаемая. И ее возможности и полномочия будут только расширяться. Это может привести к злоупотреблениям, увеличению коррупции, непрозрачности рынка и созданию для него существенных проблем", - резюмируют аналитики.
В качестве вывода можно утверждать, что многие украинцы уже ощутили жесткую регуляторную политику НБУ, как говорится, "на собственной шкуре". Блокировка счетов в банках, постоянное установление непонятных и раздражающих лимитов (на снятие наличных, на переводы, на ежемесячные расходы и т.п.), закрытие финансовых учреждений и т.д. Все новые и новые ограничения вводятся постоянно - а в случае принятия законопроекта 9422, их может стать значительно больше.
Такая политика Нацбанка и лично его руководителя Андрея Пышного вредная, непрозрачная и откровенно волюнтаристская. Это недопустимо в демократической стране – особенно во время тяжелой войны с российским агрессором, пишут эксперты.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.