В ПриватБанке указывают, что клиентка сама виновата в потере средств со счета
Женщина получила на карточку зачисление из Фонда гарантирования вкладов физических лиц, как возмещение ее вклада в обанкротившемся банке. Впоследствии она узнала о списании со счета ПриватБанка в размере 207 750 гривен, которые требует вернуть. Об этом говорится в решении Соломенского районного суда Киева, опубликованном 7 апреля 2025 года.
26 июля 2022 года женщина получила на банковскую карту АО КБ «ПриватБанк» зачисление из Фонда гарантирования вкладов физических лиц, как возмещение ее вклада в обанкротившемся банке. В тот момент, когда она зашла в мобильное приложение «Приват-24», чтобы проверить поступление средств, на финансовый номер поступил звонок, как оказалось в дальнейшем - злоумышленника, представившегося работником банка, и сообщил о том, что в результате вмешательства с помощью электронно-вычислительной техники в базу данных АО «ПриватБанк» произошла попытка несанкционированного списания средств с ее счета, и для прекращения этого списания нужно предоставить права администратора операционной системы ее телефона через приложение загруженное в Google Play по ссылке.
После получения прав администратора ОС смартфона женщине начали поступать телефонные звонки с АО КБ «ПриватБанк» в подтверждение перерасчета средств, а этим лицом, как администратором телефона, такое согласие подтверждалось. При этом собеседник категорически запретил ей смотреть на экран смартфона, якобы это помешает его действиям по защите банковского счета в приложении «Приват-24». Кроме того, собеседник полностью блокировал ее действия со смартфоном, и она не могла даже его выключить. Когда гражданка поняла, что имеет дело с мошенничеством, со своего компьютера вошла в аккаунт «Приват-24» и сообщила службу поддержки о событиях и потребовала заблокировать свои счета, однако в течение 20-30 минут никакого ответа не получала. Впоследствии узнала, что за это время с ее счета исчезла сумма более 200 тысяч гривен. При этом последняя транзакция была проведена без подтверждения телефонным звонком и после того, как оператор онлайн поддержки сообщил о блокировании ее счетов. Всего на трех разных получателей было осуществлено 8 переводов на суммы 24 500 гривен и 1 перевод на сумму 13 250 гривен, общая сумма всех переводов – 207 750 гривен.
"В первоочередном диалоге с работником банка истица объяснила, что предварительно позвонила в банк ПУМБ, получила рекомендацию загрузить мобильную версию приложения данного банка (предполагается ПУМБ Online) на смартфон. После этого она зашла в РІау Маркет и загрузила вместо приложения «ПУМБ Online» приложение мошенников «ПУМБ – бот», после чего ей поступила мошенническая ссылка с названием «Служба безопасности». По требованию злоумышленников и под предлогом наличия вируса, клиентка осуществила аутентификацию приложения «Приват-24» на своем телефоне. Для предоставления доступа мошенникам загрузила приложение TeamViewer - пакет программ, злоумышленники получили полный доступ к ее устройству, самостоятельно осуществили и подтвердили все операции в «Привате-24» с ее телефона. Таким образом, в результате действий истицы доступ к «Приват-24» был предоставлен удаленно третьим лицам истцом по делу, а спорные переводы осуществлены с ее телефона (устройство было типичным и доверенным, авторизация в «Приват-24» осуществлена лично истцом) путем проведения ряда транзакций в платежном приложении Приват-24 истицы. Во время транзакций банком была совершена усиленная идентификация (сообщение с паролями для возможности проведения транзакций). Все авторизации в «Приват-24» 26.07.2022 года произведены под логином и паролем истицы, а также с ее доверенного устройства, которым она обычно пользуется. В банке не могло быть никаких подозрений в действиях от 26.07.2022 года, ведь вход в приложение состоялся с правильным вводом всех учетных данных с типичного устройства истицы", - объяснили в ПриватБанке.
Суд отказал женщине в удовлетворении иска. Операции по переводу средств в размере 207 750 гривен были совершены третьими лицами в связи с предоставлением им соответствующего доступа именно по ее вине.
"Установленные судом обстоятельства дают основания утверждать, что 26.07.2022 года истица, предоставив доступ третьим лицам к своему электронному платежному средству, фактически его потеряла. В то же время банком была проведена электронная идентификация платежного средства путем авторизации истицы в «Приват-24» с вводом всех ее учетных данных с типичного устройства. Наряду с этим, банком была осуществлена дополнительная аутентификация при переводе платежей, а именно путем отправки на мобильный телефон паролей для возможности реализации спорных транзакций, которые в ответ были подтверждены инициатором операций. Таким образом, учитывая, что операции по переводу спорных средств были совершены третьими лица в связи с предоставлением им соответствующего доступа именно по вине истицы, оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению списанных с ее счета средств нет", - подчеркнул суд.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.