UA

Как выглядел вокзал Киева и река Лыбидь 150 лет назад: архивные фото

Читати українською

В 1870-е гг. перед вокзалом Киева текла река Лыбидь

Читати українською
Старый и нынешний вокзал Киева
Старый и нынешний вокзал Киева

В 1870-е гг. перед вокзалом Киева текла река Лыбидь

На странице в Facebook «Клуб Коренного Киевлянина» опубликовали фотографию, на которой изображен старый ж/д вокзал Киева в 1870-е гг. и река Лыбидь, которая в то время протекала перед вокзалом.

1870-ті. Старий залізничний вокзал та річка Либідь

1870-е. Старый железнодорожный вокзал и река Лыбидь

«1870-е. Старый железнодорожный вокзал и река Лыбидь, которая в то время протекала перед вокзалом», – говорится в подписи на фото.

Вокзал Киева

Киевская железнодорожная станция построена в 1868-1870 годах для обслуживания железных дорог Киев – Балта и Киев – Курск, строительство которых было завершено в 1870 году. До 1868 железная дорога дошла до левого берега реки Днепр, но ещё два года под руководством инженера Аманда Струве строили мост через Днепр. Станция тогда была в долине реки Лыбиди, на месте солдатских домов.

Старий вокзал Києва
Старый вокзал Киева

Первый поезд из Курска на станцию ​​Киев-Пассажирский прибыл 18 февраля (2 марта) 1870 года. В 1950 году станция электрифицирована постоянным током (=3 кВ) в составе линии Киев — Боярка, по которой начали курсировать первые пригородные электропоезда. В 1957 году электрифицировано Броварское направление. В 1967 году станция переведена со всей линией на переменный ток (~25 кВ), в локомотивный депо Киев-Пассажирский начали поступать первые пассажирские электровозы ЧС4, которые вытеснили паровозы и тепловозы, а пригородные перевозки переведены на электропоезда ЕР9.

Старий вокзал Києва
Старый вокзал Киева

Первоначальное здание железнодорожного вокзала в Киеве построено в 1868-1870 годах и представляло собой двухэтажное здание из желтого кирпича в древнеанглийском готическом стиле по проекту архитектора Ивана Вишневского. Длина вокзала составляла 133 метра — была чуть меньше размеров пассажирской платформы, простиравшейся на 144 метра. Для «высших лиц» предназначались специальные, роскошно обустроенные помещения, а грязные и тесные залы ожидания обслуживали пассажиров третьего, низшего класса.

Старий вокзал Києва
Старый вокзал Киева

11 (23 августа) 1877 года в здании железнодорожного вокзала произошел сильный пожар. Сооружение восстановили, но учитывая расширение железнодорожного сообщения, решили провести реконструкцию и вокзала, и всей станции, которая должна была улучшить качество обслуживания пассажиров и расширить возможности всего железнодорожного узла. К 1899 г. управление Юго-Западной железной дороги разработало проект комплексной перестройки Киевского железнодорожного узла.

Проєкт  архітектора Володимира Щуко

Проект архитектора Владимира Щуко

В начале XX века разработан проект строительства нового вокзала, поскольку первоначальное здание уже не соответствовало выросшему пассажиропотоку. В 1913 году старое здание вокзала было разобрано, а неподалеку, в районе современной конечной остановки скоростного трамвая «Старовокзальная» был возведен временный, как тогда считалось, деревянный барак. Проект Управления Юго-Западной железной дороги (автор — петербургский архитектор Владимир Щуко) предусматривал строительство двух вокзалов, соединенных вместе в виде буквы Н (идея воплотилась в жизнь только в 2001 году со строительством Южного вокзала).

Главное здание комплекса должно было быть решено в романских формах. Планировалось, что поезда дальнего сообщения всех четырёх направлений и пригородного восточного направления принимаются и отправляются с путей, расположенных параллельно длинной оси здания вокзала. Пригородные же электропоезда западного направления — из тупиковых путей, расположенных к западу от вокзала. В 1908 году в районе современной конечной станции скоростного трамвая на Старовокзальной улице был построен временный одноэтажный деревянный пассажирский павильон, в результате эксплуатировавшийся почти четверть века. К 1913 году старое вокзальное здание было снесено, а в 1914 году был заложен фундамент нового здания вокзала. В преддверии начала Первой мировой войны был проведен конкурс на лучший проект вокзала, в котором победил проект архитектора Владимира Щуко. Однако успели только заложить фундамент, поскольку уже шла Первая мировая война. В конце концов к идее строительства капитального здания вокзала вернулись в середине 1920-х годов.

Нинішній Центральний вокзал Києва

Нынешний Центральный вокзал Киева

Нынешний Центральный вокзал – главное станционное сооружение, которое проектировали Александр Вербицкий и архитектор Павел Алешин. Старшим техником на строительстве работал и учился в то время и стал знаменитым впоследствии украинский советский архитектор, градостроитель, художник и педагог, один из плодотворнейших киевских зодчих Иосиф Каракис. Вокзал строился на протяжении 1927-1932 годов в стиле украинского барокко с некоторыми чертами конструктивизма.

Будівництво вокзала Києва у 1929 р.

Строительство вокзала Киева в 1929 г.

В 1954-1955 годах построено сооружение Пригородного вокзала, проложены подземные тоннели, соединившие Вокзальную площадь с вокзалом и платформами. В 1967-1969 годах сооружён навес над первой платформой, а также пешеходный конкорс до 10-го пути шириной 24 метра (вместо двух галерей, которые до этого доходили только до 4-й платформы). В течение 1978-1980 годов, накануне Летних Олимпийских игр-1980, был реконструирован главный вестибюль Центрального вокзала. Оборудование зала депутатов Верховной рады на вокзале выполнено архитектором Ирмой Каракис.

В 2001 году проведена капитальная реконструкция Центрального вокзала, в рекордные сроки (за 6 месяцев) был построен Южный вокзал, соединенный с Центральным вокзалом проходящим над путями пешеходным переходом (конкорсом). Между лестницей, ведущей к конкорсу, установлен эскалатор. Особая роль в этом строительстве принадлежала тогдашнему Генеральному директору «Укрзалізниці» Георгию Кирпе. Тогда же на площади напротив Южного вокзала по проекту Романа Сивенького была построена церковь в трансформированных по-современному древнерусских формах. Храм освящен в честь святого Георгия.

Река Лыбидь

В древности Лыбидь была полноводной рекой, служившей южной и юго-западной границей Киева. На реке располагались многочисленные заплавы и водилась рыба. В начале ХХ века река начала серьёзно загрязняться – в нее стали отводить ливневые стоки с коллекторов, также сюда стекало немало канализационных стоков.

Село Нижня Либідь-Деміївка Хотівського товариства Київського повіту. Рисунок Д. П. Де ля Фліза, 1854 р.

Село Нижняя Лыбидь-Демеевка Хотовского общества Киевского уезда. Рисунок Д. П. Де ля Флиза, 1854 г.

Выток реки расположен в районе современного бульвара В. Гавела (И. Лепсе). Далее Лыбидь течет через район Караваевых дач в направлении железнодорожного вокзала. После этого Лыбидь протекает параллельно железной дороге, недалеко от дворца «Украина» и Владимирского рынка, через Демеевскую (Московскую) площадь и, в результате, впадает в Днепр в районе станции метро «Выдубичи». На поверхности реку можно наблюдать в районе железнодорожной станции «Караваевы Дачи», больше всего – на отрезке от железнодорожного вокзала до Демеевской (Московской) площади. В большинстве своем река течет в коллекторах под землей, в нее впадает несколько других маленьких притоков.

Річка Либідь у 2009 році

Река Лыбидь в 2009 году

По одной из легенд, река Лыбидь образовалась от слез сестры основателей Киева – Кия, Щека и Хорива Лыбиди. Предания говорят, что княжна была очень требовательна к женихам: высмеивала поклонников, которые к ней сватались, и отсылала их обратно. Впоследствии, когда те перестали приходить к ней, загрустила. Вскоре она построила дом на горе и жила там в одиночестве, проливая слезы. Гору, где стоял её дом, стали называть Девичьей горой, а реку, образовавшуюся из её слез — Лыбедью.
Почти по всей длине Лыбиди её русло спрямлено, закреплено бетоном, т.е. канализовано. Бетонный короб канала, сооруженный для защиты от затопления прилегающей территории, имеет высоту стенок 2-3 метра, ширину - 4-10 м. По дну этого канала проложен более узкий желоб глубиной 0,8 метра и шириной от 1,2 метра в верховье до 3,5 метров у устья реки. Эта узкая часть обеспечивает прохождение меженного стока, в определенной степени его можно считать руслом. Дно широкого канала выполняет функции поймы, которая затапливается при паводках.

Річка Либідь на початку XX ст.

Река Лыбидь в начале XX в.

На единственном участке реки, не канализованной (в низовьях), решением Киевского городского совета № 96/256 от 24.10.2002 г. была создана комплексная памятка природы местного значения «Естественное русло р. Лыбидь.», площадью 0,3 га. В то же время продолжается загрязнение реки Лыбидь — продолжается неконтролируемый сброс мусора, поступление сточных вод, что чрезвычайно ухудшает качество воды в реке. В последние годы, во время каждого весеннего наводнения Киевская городская государственная администрация обещает провести комплекс работ по очистке и расширению русла.

Киевляне 5 ноября 2015 года обратились в Киевраду с электронной петицией о признании долины реки Лыбидь зоной экологического бедствия. 24 января 2016 года, киевляне Нечволод Дмитрий, Мраморнов Максим и Артём Заварзин организовали сплав на байдарке Лыбидью, привлекая тем самым внимание власти к потенциалу использования реки. Киевляне считают, что к реке Лыбидь давно пора применить международный опыт ревитализации малых рек. Термин «ревитализация» переводится как «возвращение к жизни».

Как ранее сообщал Информатор, уникальные фото периода Второй мировой войны были опубликованы на странице сообщества «Старые фото Киева» в социальной сети Facebook. На них можно увидеть, как выглядел Киевский вокзал во время немецкой оккупации.

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не упустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.