UA

Как российские танкеры обходят запрет заходить в порты ЕС — расследование

Читати українською

Журналисты выяснили, кто из олигархов рф может получать от этого сверхдоходы.

Читати українською
Как российские танкеры обходят запрет заходить в порты ЕС — расследование

Журналисты выяснили, кто из олигархов рф может получать от этого сверхдоходы.

Страны ЕС в апреле этого года отказались обслуживать российские суда в своих портах. А это значит, что танкеры с российской нефтью и нефтепродуктами уже пятый месяц не вправе заходить в порты стран Европейского союза. Но несмотря на это, они активно курсируют в Чёрном море: выходят из портов загруженными, а возвращаются пустыми.

Об этом говорится в расследовании проекта Радио Свобода «Схемы». Журналисты проанализировали маршруты российских судов в Чёрном море с помощью систем мониторинга судов Marine Traffic и Equasis.

Как работают отлаженные схемы

Первая состоит в том, что наполненные российские танкеры выходят из российских портов, останавливаются в Черном море возле Румынии, а там происходит перегрузка на суда под флагами стран ЕС, которые доставляют нефтепродукцию в порты других стран, включая страны Евросоюза.

«Вот, например, как российская нефть попадает в Грецию. 27 июля российский танкер Mekhanik Antonov возле порта Констанца перекачал свой груз на танкер с мальтийским флагом Georgia (владелец судна – греческая компания). 28 и 29 июля Georgia получил груз из российского судна V 8. VF Tanker 8 пустым вернулся в россию, а загруженный Georgia 10 августа разгрузился в том же греческом порту Agioi Theodoroi», – говорится в расследовании.

В последние месяцы 13 российских наливных судов ходят по одному маршруту



 
В последние месяцы 13 российских наливных судов ходят по одному маршруту
 

Вторая схема. В ней задействован танкер-накопитель с большой емкостью New Legend под флагом Либерии. Он пятый месяц неподвижно стоит в море у Констанцы (Румыния). Российские танкеры регулярно наполняют его с июня этого года. New Legend же в свою очередь перегружает нефть или нефтепродукты на другое судно. И уже это судно либо заходит в европейский порт и разгружается, либо продолжает «эстафету», и в порт страны ЕС заходит четвёртое судно в этой цепочке. Например, 2 июля New Legend, наполняемый российскими танкерами, дозагрузил мальтийское судно San Sebastian, перелив груз на греческий танкер Minerva Vaso. Minerva Vaso 15 июля выгрузился в стране ЕС – Греции, в порту Agioi Theodoroi.

Сервис MarineTraffic зафиксировал прибытие в порт Батуми загруженного в порту «Кавказ» танкера SVL Unity 12 августа



 
Сервис MarineTraffic зафиксировал прибытие в порт Батуми загруженного в порту «Кавказ» танкера SVL Unity 12 августа
 

Кому принадлежат танкеры

Российские танкеры, задействованные в схемах, компании – Volga Shipping (или на русском – «Волжское пароходство») бизнесмена Владимира Лисина. Он возглавил рейтинг самых богатых людей россии по версии российского Forbes в 2022 году. По данным украинского Нацагентства по предотвращению коррупции, Лисин осуществляет коммерческую деятельность в секторах экономики, обеспечивающих высокую доходную часть бюджета российской федерации, которая отвечает за войну против Украины, то есть является значительным источником доходов для ведения войны. Имеет тесные связи с режимом.

При этом нападение россии на Украину не создало для Лисина больших проблем. К примеру, в апреле Украинская федерация стрельбы требовала уволить Лисина с должности главы Международной федерации. Мол, бизнесмен является акционером металлургической компании, работающей на российскую «оборонку». Призыв украинских спортсменов поддержал министр спорта Австралии, но Лисин остался в должности.

Владимир Лисин
Владимир Лисин

В отношении Лисина ввела санкции только Австралия. Ни Британия, ни США, ни страны Евросоюза, ни даже сама Украина в свои санкционные списки Лисина до сих пор не внесли. А значит, его компании могут беспрепятственно работать почти по всему миру. Среди них зарабатывая на транспортировке нефти и нефтепродуктов, получая сверхприбыли во время войны. Потому что все упомянутые в расследовании российские танкеры, везущие в Чёрное море нефтепродукты, которые по цепи перегрузок оказываются в портах, принадлежат именно его компании.

 

Журналисты обратились в уполномоченные органы ЕС, Британии, США и Украины с просьбой объяснить, почему Лисин не попал под санкционные ограничения. В СНБО Украины только отметили, что не получали предложений о введении санкций в отношении Лисина от уполномоченных на это законом органов. В правительстве Британии ответили, что не комментируют свои возможные будущие решения по санкциям.

Отметим, что в начале марта президент США Джозеф Байден запретил импорт нефти в США. В апреле, когда ЕС принял очередной пакет санкций против рф в ответ на войну против Украины, в нём говорилось о запрете предоставлять доступ в порты ЕС судам, зарегистрированным под флагом россии.

Напомним, Украина ввела санкции против путина и российских чиновников.

Кроме того, криптобиржа Binance заблокировала кошельки падчерицы Лаврова и дочери Пескова.

Также Информатор писал, кто финансирует войну против Украины, покупая российские энергоресурсы.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн  прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.