Как изменится оплата труда госслужащих в 2024 году: запланирована большая реформа

Правительство больше года готовило важный законопроект №8222

Премьер-министр Украины Денис Шмигаль
Премьер-министр Украины Денис Шмигаль

Мнение о том, что государственную службу в Украине давно пора достаточно радикально реформировать, разделяют не только рядовые граждане, но и экспертное сообщество. Несовершенная государственная машина порождает очень высокий уровень коррупции, не отвечает современным общемировым стандартам, тормозит развитие бизнеса, не дает ход притоку иностранных инвестиций, создает проблемы в сотрудничестве с международными партнерами. Мы неоднократно в предварительных материалах приводили примеры , как вполне разумные инициативы иностранных партнеров Украины по реформированию и модернизации нашего государства искаженно и односторонне интерпретировались госслужащими и заангажированными политиками как, например, категорическое требование увеличения тарифов, а акцент на действительно полезных и прогрессивных предложенных изменениях при этом был полностью утрачен. А это говорит, прежде всего, о нехватке компетенций и профессионализма. Так дальше продолжаться не может, нужны перемены. Исходя из этого, мы разберемся, какие именно изменения несет новая предложенная реформа и как они повлияют на жизнь нашего государства и людей.

Кто решил провести реформу и чем она вызвана?

Инициатор реформы Правительство подал соответствующий законопроект ещё в конце прошлого года, а в июле 2023 депутаты приняли его в первом чтении. Но кроме того соответствующие изменения уже заложены в проекте Закона "О государственном бюджете на 2024 год". То есть все будет происходить быстро и в сжатые сроки, что уже дает основания для определенного сдержанного оптимизма. При разработке законопроекта был произведен анализ существующей системы и указано, что: 

  • Несбалансированная система оплаты труда за последние годы привела к неравенству в системе государственного управления. Ей присуща непрозрачность и сложность структуры заработной платы государственных служащих.
  • Отсутствует юридически определенный механизм планирования и распределения фонда оплаты труда между государственными органами. То есть фонды распределяются в ручном режиме (!). Мы знаем, что это означает на практике – коррупция и «договорняки».
  • Не сокращаются вакантные должности. Должности есть, а работать на них никто не желает. То есть они либо лишние, либо имеют нереально низкую оплату, на которую никто не хочет идти.
  • Значительная часть должностных окладов совершенно необоснованна, не учитывает роль и место должности в структуре государственного органа, а также уровень профессиональной компетентности.
  • Никто не контролирует и не анализирует штатную численность государственных органов.
  • Заработная плата на должностях государственной службы остается ниже минимальной и является неконкурентной по сравнению с рыночной, о чем свидетельствуют многочисленные обращения государственных служащих государственных органов, аппаратов судов и т.д.

Основная идея реформы – сделать государственную службу привлекательным вариантом для успешной карьеры, привлекающей туда способную, талантливую и компетентную молодежь . Это действительно долгожданная и прогрессивная идея, и об этом приятно писать особенно на фоне сплошного негатива. Далее разберемся, насколько предлагаемые изменения позволят достичь этой цели.

Что изменит новый закон в работе государственной службы?

Премьер-министр Денис Шмигаль резюмирует: « Новая система усилит роль должностного оклада и поможет устранить злоупотребление при начислении дополнительных выплат и премий».

Кроме того, реформа позволит увеличить финансирование по определенным перспективным направлениям работы государства. В принципе можно заключить, что государство планирует создать определенное «ядро компетенций» в этих направлениях и избежать коррупции в структурах, ответственных за контролирующие функции и земельные вопросы , что позволит дальше продвигать реформирование

Как изменится оплата труда госслужащих в 2024 году: запланирована большая реформа 1

Но этим предложенные реформы не исчерпываются:

  • Будет введена оплата труда на основе классификации должностей с единым подходом для всех. Зарплата госслужащего будет учитывать его квалификацию, опыт, важность и сложность работы, степень ответственности, результативность, эффективность, качество исполнения обязанностей.
  • Будет повышена прозрачность и прогнозируемость зарплаты, что исключает коррупционные схемы и переводит государственные должности в плоскость реального рынка труда.
  • Зарплаты будут четко распределяться на устойчивую и вариативную составляющие. Устойчивая зарплата – это должностной оклад, надбавки за выслугу лет, ранг, денежная помощь, выплачиваемая с предоставлением ежегодного отпуска. Вариативная зарплата предусматривает премии и компенсации за дополнительную нагрузку, она будет зависеть от вклада чиновника в работу госоргана. Это уже напоминает бизнес-корпоративный подход и также является шагом к эффективности.
  • Размер месячной премии госслужащего не будет превышать 30%, а квартальной – 90% размера его должностного оклада за фактически отработанное время за месяц или квартал. Это позволит избежать злоупотреблений в материальном стимулировании некоторых работников.
  • Надбавку за выслугу лет установят на уровне 2% должностного оклада за каждый календарный год стажа госслужбы (но более 30% должностного оклада). Это позволит переток эффективных служащих между государственным и корпоративным секторами, что будет способствовать здоровой конкуренции и позволит не засиживаться на определенном месте для сохранения выслуги. Возможно, её стоило бы вообще отменить.
  • Минимальный размер должностного оклада госслужащего установлен только двух размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц . Это, конечно, формализм. Я не могу представить компетентного человека в ответственной должности, который получает такой доход даже приблизительно.

Чего не хватает в реформе?

Недостает аналитики и оптимизации. Я бы видел идеальным конечным результатом реформы полное тождество механизмов мотивации между бизнесом и госсектором. То есть, чтобы госсектор работал с эффективностью бизнеса и чтобы эффективные менеджеры по бизнесу приходили в госсектор и наоборот. Конечно, всё это вытекает из предложенного проекта, но ещё далеко не факт, что чиновники смогут выполнить эти задачи на должном уровне.

Возможно, выходом будет привлечение компетентных консультантов из «большой четверки» или других фирм с мировым опытом и репутацией, позволяющих сформулировать адекватную стратегию и структуру государственных органов.

Сможем ли мы преодолеть коррупцию?

Следует сказать, что у меня нет никакого сомнения, что сможем. Всё экспертное сообщество едино во мнении, что у нас просто нет другого выбора, если мы этого не сделаем, Украина потеряет не только европейские перспективы будущего, а вообще любые перспективы . Не следует считать, что это неподъемная задача, которая никогда не будет решена. Из приведенной инфографики видно, что эту проблему имели и другие вошедшие в ЕС страны, которые уже осознаются нами как успешные, европейские и эффективные. Но все они начинали с той ситуации, которую мы имеем, и даже хуже. Поэтому должны смотреть в будущее оптимистично – смогли они, сможем и мы.

Как изменится оплата труда госслужащих в 2024 году: запланирована большая реформа 2


Достаточно ли для коренных изменений имплементировать Закон №8222?

Бесспорно нет, это только первый шаг. Но позволит ли он начать движение в верном направлении? Бесспорно да. Если замысел реформы будет реализован, в государственную службу придет поколение менеджеров с совсем иным мышлением и жизненной философией, что позволит решать вопросы развития и преодолевать проблемы на совершенно ином уровне.

Эксперт по инвестициям и финансовым рынкам

Андрей Богатырев

Подписывайтесь на наш Telegram-канал , чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live . Подписаться на канал в Viber можно! здесь .

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube