UA

Как будут судить путина и его пособников за военные преступления

Читати українською

Юристы всего мира ищут ответ на вопрос организации правосудия как над солдатами, так и над высшим руководством россии.

Читати українською
Как будут судить путина и его пособников за военные преступления

Юристы всего мира ищут ответ на вопрос организации правосудия как над солдатами, так и над высшим руководством россии.

Как привлечь к ответственности российских военных преступников, которые грабят, убивают и насилуют украинцев – понятно. Украинские правоохранители уже зафиксировали около 34 тысяч военных преступлений. Некоторые преступники получили приговоры украинских судов. А вот как наказать тех, кто отдавал преступные приказы – вопрос более сложный. Информатор разбирался, каким образом Украина рассчитывает привлечь к ответственности путина, его окружения и непосредственных исполнителей преступных приказов.

Организаторы отдельно, исполнители – отдельно

Наша национальная правовая система создана под мирную ситуацию. В то время как в условиях широкомасштабной войны речь идёт не только об огромном массиве злодеяний, но и о совершенно других видах преступлений.

«Это совсем другое право, другая правовая база, другие паттерны расследования», – подчеркнула в комментарии Информатору Анна Вишнякова, юристка-аналитикиня в сфере международного гуманитарного права (Ukrainian Legal Advisory Group).

И национальная судебно-правовая система ни одной страны не в состоянии самостоятельно справиться с задачей расследовать, довести до суда и наказать всех военных преступников. К тому же это возможно только по отношению к непосредственным исполнителям преступлений. Что касается военно-политического командования страны-агрессора, то есть big fish, это «клиенты» Международного уголовного суда. И хотя Офис Генеральной прокуратуры тщательно составляет список фигурантов «магистрального» дела по агрессии рф против Украины (в нём уже 624 российских министров, депутатов, военнослужащих и кремлёвских пропагандистов), перед украинским судом они не предстанут.

Анна Вишнякова, юристка-аналітикиня у сфері міжнародного гуманітарного права (Ukrainian Legal Advisory Group)
Анна Вишнякова, юристка-аналитикиня в сфере международного гуманитарного права (Ukrainian Legal Advisory Group)

«Представьте себе такую ​​ситуацию. Однажды летней ночью вы отправляетесь в спальню с намерением как можно быстрее заснуть. И видите такую ​​картину: ваш муж включил свет, открыл окно, и теперь у лампы вьются полки комаров. Вы создаёте специальный трибунал, на котором судите вашего супруга и комаров за нарушение вашего покоя. Первого – за открытое окно, вторых – за то, что кусают и не дают вам спать. Так вот открытое окно – это агрессия, то есть создание ситуации военного конфликта путём использования военной силы. А комарина активность – это военные преступления», – объясняет разницу Анна Вишнякова.

Комар сам окно не откроет, рядовой бурят сам войну не организует. Итак, говоря об агрессии, мы говорим о создании и поддержке самой ситуации. На юридическом языке это называется jus ad bellum. А правовой режим, применяемый в ситуации конфликта, называется jus in bello. И здесь уже речь идёт о военных преступлениях, то есть преступлениях, нарушающих законы и обычаи войны.

Определения военных преступлений предусмотрены национальным законодательством – Уголовным кодексом Украины (глава ХХ), и международными актами – Римским уставом, Женевскими конвенциями 1949 и т.д.

Вот их далеко не исчерпывающий список:

  •       ранение или убийство гражданских лиц;
  •       пытки, физическое насилие, изнасилование, бесчеловечное обращение или лишение свободы;
  •       насилие в отношении медицинского персонала;
  •       использование гражданских для прикрытия военных (живые щиты);
  •       депортация и незаконное перемещение населения;
  •       принуждение граждан к участию в военных действиях против собственного государства;
  •       повреждение или уничтожение гражданской инфраструктуры, а также ограбление гражданского населения;
  •       уничтожение культурных и образовательных учреждений;
  •       повреждение/уничтожение культовых сооружений (храмов, мечетей, синагог и т.п.);
  •       отказ или лишение доступа к медицинской помощи;
  •       умышленное нанесение ударов по персоналу, транспорту, оборудованию, связанному с оказанием гуманитарной помощи.

Важно понимать: тот факт, что преступление было совершено лицом по приказу правительства или начальника (будь то военного, или гражданского), не освобождает это от уголовной ответственности.

Суд для VIP-преступников

Единственным правовым органом, который может преследовать чиновников на международном уровне, является Международный уголовный суд (МУС). Занимая особое место в мировой правовой истории, он должен играть решающую роль и в установлении справедливости для нашего государства. По крайней мере, на это надеются в Украине как на уровне руководства государства, так и на уровне общества. Почему? Ответ очевиден: ни одно национальное правосудие в мире не может привлечь к ответственности действующих президентов, премьеров и министров иностранных дел, в то время как для Международного уголовного суда таких барьеров не существует. Офис прокурора МУС способен провести расследование и собрать доказательства, воспроизведя цепь команд, которая приведёт к «большой рыбе».

Прокурор МУС Карим Хан не сомневается: «Украина – это место преступления». Об этом он заявил после очередного визита в нашу страну, где после начала войны успел побывать уже трижды.

«Мы имеем дело с большим объёмом получаемой информации. Это всё документируют», – сообщил Хан, отметив, что речь идёт о разрушении гражданской инфраструктуры, преступлениях против детей, сексуальных преступлениях, пытках, ненадлежащем обращении с пленными.

Поскольку Украина не ратифицировала Римский устав, регламентирующий деятельность Международного уголовного суда, у многих юристов были сомнения в том, имеет ли МУС  юрисдикцию расследовать преступления, совершённые российской стороной на территории нашего государства. Однако ещё в 2015 г. Верховная Рада Украины своим заявлением признала юрисдикцию МУС, тем самым дав согласие на расследование преступлений оккупантов на украинской территории. Правда, это не касается преступлений агрессивной войны, для расследования которых обе стороны конфликта должны быть членами МУС, в то время как рф отозвала свою подпись под ратификацией Римского устава. Однако в МУС остается ещё три вида преступлений, по которым он может привлечь к ответственности высшее руководство рф – военные преступления, преступления против человечности и геноцид.

«Безусловно, доказать вину отдельного военного в совершении военного преступления гораздо проще, чем доказать вину целой цепи лиц во главе с президентом страны-агрессора, предписывавших совершать зверства в Украине или не помешавшие этому. Кроме того, может быть нелегко получить доказательства непосредственной причастности путина, включая показания лиц, которые могут быть запуганы или как-то мотивированы не свидетельствовать против него», – говорит адвокатка компании «Integrites, ЮФ» Дарья Васильева. В то же время, считает она, то обстоятельство, что четыре десятка стран мира во главе с Великобританией официально поддерживают расследование Международным уголовным судом преступлений, совершённых главой кремля, даёт основания для оптимистических прогнозов. «Надеемся, МУС удастся собрать безоговорочные доказательства причастности виновных лиц и вынести им приговоры», – говорит Васильева.

Другое дело, что даже если МУС признает вину главного режиссёра войны в Украине и выдаст ордер на его арест, дальше начнётся непростой квест под названием «Доставь Путина в Гаагу». Он будет объявлен в международный розыск и его смогут арестовать только, если он окажется на территории любой из 123 стран-подписантов Римского устава.

И хотя то, что глава рф решится покинуть россию, кажется сегодня маловероятным, существуют и другие сценарии положительного развития событий.

«Если раньше я была упорным пессимистом по поводу возможности всадить Путина на скамью подсудимых в МУС, то сейчас у меня появился определённый оптимизм. Это произошло после истории с бывшим президентом Судана Омаром Аль-Баширом. Его МУС обвинил в геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности во время военного конфликта в провинции Дарфур, где, по оценкам ООН, в период с 2003 по 2006 годы погибли 300 тысяч человек. Ордер на арест Аль-Башир МУС выдал в 2010 году. И вот недавно, после государственного переворота в Судане, правительство страны выдало экс-президента Гааге», – рассказывает Анна Вишнякова.

Правовой ленд-лиз

В системе международной уголовной юстиции есть ещё один механизм привлечения к ответственности военных преступников. Его название – универсальная юрисдикция.

Около 150 стран мира могут вести расследование международных преступлений, которые совершались не с участием их граждан и не на их территории, учитывая, что такие преступления представляют собой чрезвычайно серьёзную угрозу для мировой безопасности. Они ввели механизм универсальной юрисдикции, то есть имплементировали в национальное законодательство нормы международного уголовного и гуманитарного права, в частности Женевские конвенции, для привлечения к ответственности за тяжкие преступления.

В апреле 2022 года ПАСЕ приняла резолюцию, в которой среди прочего призвала государства использовать универсальную юрисдикцию для преследования вероятных преступников в контексте вооруженной агрессии РФ против Украины. И многие страны уже откликнулись на призыв, выразив готовность подставить плечо Украине в этом вопросе. Среди них Испания, начавшая расследование преступления агрессии со стороны РФ, Швеция, уже активно работающая с пострадавшими и свидетелями военных преступлений в Украине, а также Франция, Литва и Канада. Кроме того, Украина, Литва и Польша создали Совместную следственную группу, к которой недавно присоединились Эстония, Латвия и Словакия, а также МУС.

Преимущество этого механизма расследования тяжких международных преступлений в том, что национальные правоохранительно-судебные системы мобильнее и работают быстрее, чем тот же Международный уголовный суд. Так что и результатов от них можно ожидать скорее.

По мнению специалистов по международному уголовному праву, все перечисленные механизмы для наказания совершивших и продолжающих совершать военные преступления в Украине должны быть задействованы вместе и в комплексе, взаимодополняя друг друга. Также в этот список можно будет добавить специальный трибунал по расследованию российских преступлений в Украине, создание которого планируют украинские власти. Прообразом его может служить Нюрнбергский трибунал или Токийский или Югославский.

Почему это важно?

Одной из причин сегодняшних трагических событий в Украине есть безнаказанность. Россия не ответила за преступления, совершённые ею в предыдущие 30 лет, начиная с военных конфликтов в Чечне, Грузии, Сирии и заканчивая оккупацией Крыма и Донбасса. А мировая система безопасности оказалась неспособна предотвратить величайшую войну в Европе со времен II Мировой войны. Сегодня у мира остался последний шанс доказать, что существующий правопорядок и международное правосудие жизнеспособны. А это возможно путём привлечения к ответственности всех виновных в преступлениях, происходящих во время российско-украинской войны и неотвратимости их наказания.

Ранее Информатор сообщал, что в Украине начал работу сайт, на который украинцев просят присылать показания и доказательства об античеловеческом поведении российских военных.

Ольга Черная

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.