На аукцион выставили JPG-файл — коллаж из всех изображений, которые художник ежедневно публиковал в интернете в течение пяти тысяч дней начиная с 2007 года. Как сообщает The New York Times, аукцион проходил в течение двух недель, торги начались со стартовой цены 100 долларов. В последние несколько секунд торгов поступило множество заявок, из-за чего аукцион продлили на две минуты. Стоимость работы Beeple стала третьей по величине аукционной ценой за произведение ныне живущего художника — после Джеффа Кунса (91,1 миллиона долларов) и Дэвида Хокни (90,3 миллиона долларов). Цена цифрового произведения Beeple превзошла стоимость многих физических картин таких художников, как Эжен Делакруа, Марсель Дюшан и Франсиско Гойя, отмечает NYT. Стоит отметить, что «Everydays: The First 5000 Days» — первая работа в виде NFT, проданная Christieʼs за свою 255-летнюю историю. В ходе торгов аукционный дом впервые принимал для оплаты криптовалюту Ethereum. Информатор Tech, ссылаясь на Meduza, решил рассказать, что же такое невзаимозаменяемый токен.
JPG-файл художника Beeple продали за $69 миллионов как NFT-токенПервые упоминания о невзаимозаменяемых токенах, они же NFT, появились в 2017 году — тогда, например, проект Larva Labs запустил эксперимент под названием CryptoPunks. Он представлял собой коллекцию из 10 тысяч цифровых аватаров — по сути, графических изображений разных лиц, всякое из которых уникально, то есть найти две похожие картинки невозможно. При этом каждое изображение «привязали» к фрагменту компьютерного кода в блокчейн-платформе Ethereum — таким образом, у него был уникальный токен, в котором, в частности, хранилась информация о владельце изображения. В итоге скачать эту картинку, как и любое другое изображение в интернете, мог кто угодно, однако ее единственным официальным владельцем являлся именно тот, чей Ethereum-кошелек был указан в NFT к этой картинке. В чем смысл обладания изображением, которое любой человек может беспрепятственно скачать в интернете и, например, сделать своей аватаркой в соцсетях? Понять это можно, лишь рассмотрев эти аватары как произведения искусства и, в частности, проведя параллели между ними и «материальными» объектами вроде картин или скульптур. Репродукцию «Девочки с персиками» тоже может повесить у себя на кухне любой человек, но существует оригинал, который хранится в Третьяковской галерее, и у него имеется владелец. Чем популярнее становится картина (в том числе, чем больше ее репродукций «пойдет в народ»), тем выше может быть цена на оригинал.
Аналогичная концепция была положена и в основу CryptoPunks. Изначально стать обладателем одного из 10 тысяч аватаров можно было бесплатно: для этого требовалось иметь Ethereum-кошелек и успеть первым застолбить за собой владение одной из картинок. Когда все 10 тысяч аватаров обрели владельцев, образовался вторичный рынок изображений: люди начали проводить аукционы и перепродавать аватары. Рост цен оказался впечатляющим: одну из картинок с зомби-панком впервые продали в июне 2017 года менее чем за за 0,01 ETH (1 доллар), а в ходе последней сделки в декабре 2020-го за нее отдали уже 4,9 ETH (2,9 тысячи долларов). «Это проект на стыке странного пересечения между виртуальными, цифровыми вещами и редкостью настоящего искусства — его реальной редкостью и ценностью», — говорил один из создателей CryptoPunks Мэтт Холл. Он считал, что людям может быть интересно коллекционировать не только реальные, но и виртуальные вещи и предметы искусства. К моменту запуска CryptoPunks в 2017 году было очевидно, что есть как минимум одно масштабное сообщество таких людей: геймеры уже коллекционировали виртуальные артефакты из разных игр и перепродавали их на eBay. В результате, по данным Larva Labs, за три с половиной года существования проекта CryptoPunks совершено 6,8 тысячи сделок купли-продажи этих аватаров, объем которых составил 77,99 тысячи ETH, что равняется примерно 142 миллионам долларов по текущему курсу криптовалюты Ethereum.
В основе технологии блокчейн лежит принцип создания цепочки блоков с информацией. Система считается очень надежной, поскольку запись в каждом последующем блоке содержит в себе хеш-сумму, то есть обработанные данные, из предыдущего блока — именно поэтому всю систему и представляют как цепь. Попытка сфальсифицировать запись в одном из блоков автоматически разрушает эту цепь, так как данные в этом блоке перестают совпадать с хеш-суммой, хранящейся в следующем блоке. Блокчейн-платформа Ethereum стала особенно популярной благодаря возможности создания на ее основе так называемых смарт-контрактов: они позволяют прописать в блокчейне условия соглашения и механизм его строгого выполнения (аналог бумажных договоров). И хотя смарт-контракты пока не получили широкого распространения в реальном мире, с помощью них уже оформляли, например, сделки по продаже реальной недвижимости. Закрепить за собой владение каким-то активом по смарт-контракту можно с помощью токена: это своего рода аналог ценной бумаги в цифровом мире. Например, инвесторы, которые вкладывают свою криптовалюту в какую-либо компанию в ходе ICO, взамен получают определенное количество токенов, которое соответствует их доле владения в этой компании.
Большинство токенов — взаимозаменяемые (fungible): равны друг другу и могут использоваться в качестве валюты (например, такими токенами обладают несколько инвесторов одной и той же компании). Существуют также наполовину взаимозаменяемые токены (semi-fungible) — они очень похожи друг на друга, но все-таки имеют какое-то уникальное свойство. Например, эти токены могут закреплять за их владельцами право на получение билета на сеанс в кино — в таком случае цена на них будет одинаковая, а закрепленные за владельцами токенов места в кинотеатрах — разные. Невзаимозаменяемые токены (non-fungible или NFT) полностью уникальны — и дают возможность владения объектом, который существует в единственном экземпляре: музыкальными произведениями, цифровыми художественными объектами, игровыми предметами (оружие, персонажи) и любыми другими уникальными виртуальными вещами. Большинство NFT сейчас выпускают именно на Ethereum, у платформы есть два официальных стандарта для их создания. Но другие блокчейн-платформы — например, Tron и Eos — позднее тоже выпустили свои стандарты для создания NFT.
По данным проекта NonFungible, объем рынка NFT в 2020 году составил 250 миллионов долларов — на 299% выше показателей 2019-го. Но уже в начале 2021-го спрос на NFT стал по-настоящему ажиотажным, и на этом этапе к нему подключились мейджоры с рынка искусства. Аукционный дом Christieʼs в начале марта впервые в своей истории выставил в качестве лота цифровую картину с NFT. Это была работа «Everydays: The First 5000 Days» художника Майка Винкельманна, известного под псевдонимом Beeple (почти два миллиона подписчиков в инстаграме). Цифровая картина представляла собой коллаж из всех изображений, которые Beeple ежедневно публиковал в интернете в течение пяти тысяч дней, начиная с 2007 года. Лот в итоге ушел за 69,3 миллиона долларов — это абсолютный рекорд в области продаж цифрового искусства, связанного с NFT, и третья по величине аукционная цена за работу ныне живущего художника. Выше оценивались только картины Джеффа Кунса (91,1 миллиона долларов) и Дэвида Хокни (90,3 миллиона долларов). Еще более необычной стала продажа картины знаменитого уличного художника Бэнкси. Компания Injective Protocol купила за 95 тысяч долларов в нью-йоркской галерее Taglialatella трафарет Бэнкси под названием «Morons (White)» — то есть настоящую физическую картину — и тут же сожгла ее в прямом эфире, который транслировался в Twitter. После чего цифровую копию сожженной картины компания превратила в NFT и спустя несколько дней продала уже за 380 тысяч долларов. Но эта история понравилась не всем.
https://youtu.be/C4wm-p_VFh0«Это лишь трюк, который провернули ради больших денег. Вы, конечно, можете сказать, что произведением искусства является все что угодно… Но сжигать работу Бэнкси и хотеть за это денег — для меня такие действия находятся довольно низко на шкале ценности искусства», — заявил британский художественный критик Оссиан Уорд. В то же время некоторые артисты заявляют, что NFT поможет художникам монетизировать свое искусство — и позволит заработать именно авторам, а не продюсерским компаниям, цифровым платформам и прочим посредникам. Так, диджей Джастин Блау, более известный как 3LAU, несколько дней назад токенизировал свой музыкальный альбом и продал его с аукциона за 11,6 миллиона долларов. После этого он написал, что «NFT поможет артистам вернуть ту эмоциональную ценность, которую они приобрели у своих поклонников — ранее эта ценность была узурпирована централизованными платформами для получения доходов от рекламы». Коллега 3LAU по музыкальной индустрии, канадская певица Граймс чуть раньше заработала около шести миллионов долларов, продав в качестве NFT десяток рисунков и видео, созданных вместе с братом, цифровым художником Маком Бушером. С помощью NFT можно продавать не только традиционное искусство, обернутое в цифровую форму. Диджей deadmau5 токенизировал и продал анимированные стикеры, а глава Twitter Джек Дорси выставил на аукцион свой первой твит в виде NFT, за который уже предлагают 2,5 миллиона долларов (аукцион продлится до 21 марта).
Прежде всего, нужно зарегистрировать кошелек с валютой ETH и забросить на него немного денег — а для этого воспользоваться услугами одной из криптобирж: например, Coinbase или Binance, которые позволяют обменять обычные деньги на криптовалюту. Кошелек и криптовалюта понадобятся не только для покупки чужих работ с NFT, но и для токенизирования собственного творчества — за каждую операцию в блокчейне Ethereum взимается небольшая комиссия. Затем, чтобы токенизировать свою работу, можно воспользоваться площадками Rarible или OpenSea — это крупные маркеплейсы искусства с NFT, где зарегистрироваться и продать свое творение может любой. На многих других площадках — например, на NiftyGateway или Foundation — есть премодерация, поэтому там в основном продаются работы топовых артистов. Именно с помощью NiftyGateway устраивали аукционы Граймс и 3LAU.
Продавать и покупать на этих маркетплейсах можно не только искусство: там есть разделы со спортивными карточками, доменными именам и даже объектами для построения собственного виртуального мира (цифровые куски земли, дворцы и др.), так как с помощью NFT уже начали создавать собственные вселенные — что-то вроде того, что можно было делать в игре Minecraft. Одна из самых популярных виртуальных вселенных на блокчейне — проект Decentraland. Пользователи покупают там цифровую землю и недвижимость, строят музеи и галереи, где могут выставлять купленные ими в виде NFT объекты искусства. В Decentraland есть возможность общаться с другими пользователями, устраивать вечеринки и проводить экскурсии — это свой отдельный мир. Для геймеров появился уже целый ряд блокчейн-игр, в которых можно продавать и покупать NFT-активы. Одной из первых была CryptoKitties — она позволяет игрокам покупать, продавать, собирать и разводить виртуальных кошек. Большой популярностью также пользуется Axie Infinity — цифровая вселенная для управления фантастическими животными, в которой есть полноценная экономика.
Одна из ключевых проблем NFT заключается в том, что пользователь может токенизировать не свою работу и, таким образом, закрепить за собой владение чужим творчеством или объектом — инциденты уже были. По сути, в момент создания NFT принадлежность работы тому, кто создает токен, никак не проверяется. «Уже существует много мошеннических аккаунтов, которые пытаются заработать на ваших твитах/творчестве и опубликовать его в качестве NFT. Это чертовски страшно, и мы должны остановить распространение этого. Мне понравилась идея исключительности, но не в такой произвольной форме», — написал в твиттере глава европейской школы искусств Focal Point School Дэрек Заброцкий. Критики новой технологии также отмечают, что обладание некой работой или объектом в виде NFT не дает никаких эксклюзивных и законных прав на него. «Покупка твита с NFT не отчуждает авторских прав или интеллектуальной собственности у его создателя, не дает права на коммерческое использование содержания твита. Таким образом, нельзя купить твит Илона Маска, потом распечатать его на футболках и продавать их. Кроме того, твиттер все еще может удалить исходных твит… Любой NFT — это просто цифровой сувенир», — отмечает издание Wired.
Кроме того, на рынке NFT все еще довольно низкая ликвидность, даже несмотря на резкий рост его объемов в 2020-м — начале 2021 года, отмечает основатель CoinFund Джейк Брахмэн. Лишь некоторые, очень редкие работы пользуются большим спросом и после покупки могут перепродаваться в разы дороже — значительное количество объектов не представляет потенциального интереса. Шумиху вокруг NFT скептики считают «спекулятивным пузырем». Отчасти потому, что из-за появившегося ажиотажа продаваться стали даже еще не существующие работы. Например, разработчик софта Джон Палмер продал почти за 18 тысяч долларов или 9,9 ETH свое еще не написанное эссе, которое он уже токенизировал. «Настоящими победителями повального увлечения NFT могут быть не люди, спекулирующие на этих токенах, а компании и технологии, которые предоставляют им такую возможность», — отмечает издание Marker.
Ранее мы сообщали, что Microsoft назвала игры Bethesda, которые пополнят библиотеку Xbox Game Pass 12 марта. Также писали о том, что Apple запустила украинскую версию сайта.