Снова в сети: как запретить перепродажу номеров погибших в Киевстаре, Vodafone и lifecell

Ситуация с перевыпуском номеров, особенно в контексте пропавших без вести военнослужащих, не имеет простого решения

Девушка плачет Фото - Getty Images
Девушка плачет Фото - Getty Images

Мобильные операторы перевыпускают номера, ранее принадлежавшие погибшим или пропавшим без вести. Однако можно сохранить такой номер и не допустить, чтобы его получил кто-то другой.

Бесполезная надежда

В июле в Украину впервые за многие годы приехала девушка София. Чтобы оставаться на связи, она приобрела сим-карту одного из украинских мобильных операторов. Через несколько дней после активации номера девушка стала получать в мессенджере Telegram сообщения от людей, которых никогда не знала. Ее удивило не только содержание сообщений, но и то, кому их адресовали. Люди искренне приветствовали мужчину-военнослужащего с тем, что он "вышел на связь", "наконец-то появился" и интересовались, как у него дела, здоровья и где он был в последнее время. Впоследствии на номер Софии позвонил по телефону незнакомец. Мужчина начал разговор с радостным возгласом и обратился к ней по имени другого мужчины – вероятно своего побратима. Он был уверен, что наконец-то дозвонился до друга, который долго не выходил на связь, и стал расспрашивать, как тот чувствует себя и где находится. София объяснила, что стала новой владелицей этого номера. "Его настроение быстро изменилось. Он на несколько секунд умолк. Его голос стал серьезным и грустным. Он извинился, сказал, что ошибся номером, и положил трубку", - вспоминает София.

Такие истории случались со многими украинцами. Причина – в механике работы мобильных сетей. Если номер телефона не используется длительно, оператор может его аннулировать, перевыпустить сим-карту и вернуть на рынок.

Как теряется мобильный номер

Мобильный номер не является частной собственностью абонента, а входит в государственный нумерационный план. Иными словами, номер является частью ресурса, которым оператор пользуется на основании разрешения, выданного Национальной комиссией, осуществляющей регулирование в сфере электронных коммуникаций (НКЭК). Абонент пользуется номером на условиях договора с оператором. При этом каждый оператор имеет свои механизмы, которые позволяют ему блокировать номер и впоследствии перевыпускать сим-карту для другого пользователя. В Украине мобильные операторы не гарантируют пожизненную сохранность номера абонента. Общий принцип одинаков для всех: если номер долго не используется, его сначала блокируют, а затем изымают из обслуживания. Впрочем, сроки и порядок действий у операторов разные.

В "Киевстаре" условия зависят от типа обслуживания: подписка или контракт. Для абонентов подписки критическим является срок 365 дней без активности сим-карты. Если номер не использовался год, то его аннулируют. Для контрактных абонентов номер может быть аннулирован в течение шести месяцев неактивности. После аннулирования номер переходит в статус карантина на 90 дней, в этот период он недоступен для новых пользователей. По истечении этого срока номер возвращается в обращение и может быть выдан снова.

В lifecell критерием является не активность сим-карты, а пополнение счета. Если в течение 365 дней счет не пополнялся, то номер признается неактивным и изымается из обслуживания. После этого он продается повторно.

В Vodafone процедура деактивации номера поэтапна. Номер подписки считается активным 370 дней с момента последнего пополнения от 5 грн. На 371 день начинается блокировка: использование номера ограничивается, но его еще может восстановить в течение следующих 90 дней. Если счет не пополняется, номер деактивируется. В то же время, Vodafone оставляет абоненту еще 30 дополнительных дней на восстановление. Это можно сделать по телефону или обратившись в магазин оператора. Для контрактных абонентов процедура Vodafone зависит от своевременности оплаты. В случае наличия долга или превышения кредитного лимита, номер могут временно заблокировать. Окончательная деактивация происходит только после расторжения договора или продолжительного периода неуплаты.

Почему номера телефона перепродают

Компании объясняют необходимость перевыпуска номеров ограниченным номерным ресурсом. Каждый оператор имеет свои коды (NDC), например, "Киевстар" – "67", Vodafone – "50". В этих кодах абонентская емкость составляет до 10 млн негеографических (не привязанных к конкретным регионам или городам) номеров. По данным НКЭК, в конце 2024 года в Украине было 48,8 млн активных сим-карт. Хотя по сравнению с 2023 годом этот показатель уменьшился на 3%, он значителен и не позволяет операторам отказаться от повторного использования номеров.

Для решения проблемы дефицита операторы также получают новые коды сети. К примеру, в феврале и марте 2024 года "Киевстар" и Vodafone получили разрешения на использование кодов "77" и "75" соответственно. В письме НКЭК "Киевстар" пояснил, что дополнительный номерной ресурс нужен для предотвращения дефицита свободных номеров в пределах имеющихся кодов. 1 февраля 2024 г. компания заявляла, что использование кодов NDC достигло 79% от их общей емкости. В частности, в сети "67" задействовано 6,9 млн номеров, с кодом "68" - 7,7 млн, "96" - 8,32 млн, "97" - 8,51 млн, "98" - 8,04 млн.

Высокий уровень использования ресурса обусловил сокращение сроков, после которых высвободившиеся номера возвращаются в обращение. В Киевстаре срок повторного использования номеров тогда уменьшили с одного года до минимально допустимого законом одного месяца для подписных абонентов.
"Это приводит к многочисленным жалобам абонентов, которые приобрели стартовые пакеты с номерами, которые недавно использовали другие пользователи", – отмечалось в письме.

То есть оператор, снизив сроки перевыпуска номеров, столкнулся с рядом жалоб от абонентов, которые приобрели эти стартовые пакеты. Фактически, новые пользователи получали звонки или сообщения, адресованные предыдущим владельцам номеров. Именно поэтому операторы пытаются увеличить период между моментом, когда сим-карта становится неактивной и повторной продажей номера. Это позволяет снизить количество таких случаев и улучшить пользовательский опыт.

Проблема ограниченного украинского номерного ресурса не уникальна. В странах ЕС, в частности, в Польше, операторы повторно используют мобильные номера после "карантина" – периода, когда номер недоступен для нового абонента.

Как сохранить номер за погибшими защитниками

В июне 2023 года министр цифровизации Михаил Федоров сообщил, что операторы в тестовом режиме запустили услугу резервирования номеров для погибших или пропавших без вести. Их близкие смогут зарезервировать телефонные номера, чтобы они не были переданы новым абонентам в течение двух лет с даты последнего пополнения счетов. У каждого оператора действуют условия реализации этой инициативы.

В "Киевстаре" родственник или близкий человек должен обратиться к оператору по телефону 0800 300 466 или в фирменном магазине. После обращения компания продлевает срок действия номера на два года. Инициатива должна исходить от семьи владельца номера. Во избежание перевыпуска номера родственники могут подать запрос на продление срока его действия. Для этого нужно предоставить копию свидетельства о смерти или документе, подтверждающего пропажу без вести лица, на которое зарегистрирован номер (для контрактных абонентов и персонифицированных номеров подписки).

Vodafone сделал механизм универсальным. Все деактивированные номера переводится в карантин на два года – независимо от статуса пользователя. Это решение в компании обосновывается тем, что часть клиентов может быть на фронте, в оккупации или за рубежом и не имеет возможности подать обращение. Поэтому с целью защиты приватности и интересов абонентов оператор не выдает деактивированные номера другим людям в течение двух лет после блокировки – даже без обращения.

Оператор lifecell присоединился к инициативе, но применяет другой подход. С июля 2023 г. он ввел двухлетнюю защиту номеров погибших или пропавших военных. Если номер не пополнялся и не использовался в течение года, он изымается из обслуживания, но может резервироваться еще на 12 месяцев. В сумме это дает два года, в течение которых номер не может быть выдан другому абоненту. Чтобы воспользоваться этим правом и сохранить номер, родственники должны обратиться в контактный центр lifecell. Сделать это нужно еще при действии номера. После его аннулирования зарезервировать номер не получится. Если обращение было подано вовремя, оператор рассмотрит запрос и сообщит о решении через смс.

Следите за нами в Telegram

Image
Оперативные новости и разборы: Украина, война, мир

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать