Привычка покупать один максимально универсальный автомобиль часто заставляет покупать старые, большие и неэкономные машины. В 2026 году выгоднее иметь свежий, компактный и экономичный автомобиль для ежедневных задач, а для перевозки грузов раз в год нанять бус.
Чего ждать от авторынка в 2026 году? Сохранится ли темп продаж, как повлияют налоги и что будет с ценами? Институт исследований авторынка подготовил базовый сценарий развития рынка.
Главный прогноз на 2026 год – стабильность. Мы не ожидаем ни резкого роста, ни обрушения общего количества сделок в большинстве сегментов. Рынок держат два противоположных фактора.
В результате – не стагнация и рост, а плато. Машины будут продаваться, сделки будут проходить, но рекорды пока откладываются.
Самая большая интрига 2026 года – это сегмент электромобилей. С 1 января возвращается НДС на их растаможку и поставку. Ожидание этого события спровоцировало настоящую истерию в ноябре-декабре уходящего года. Дефицит «зеленых» номерных знаков и очереди в занимаемых еще с вечера сервисных центрах МВД — это попытка бизнеса и граждан «запрыгнуть в последний вагон». Импортеры массово регистрируют ввезенные авто на физических лиц, чтобы зафиксировать цену без налога.
Что будет дальше:
Для автомобилей с ДВС (бензин/дизель/ГБО) предпосылок для резких скачков цен нет. Мировые аукционы не демонстрируют существенного падения стоимости лотов, логистика отлажена и стабильна. Поэтому стоимость подержанных авто в Украине будет изменяться только в пределах сезонных колебаний и старения конкретных моделей.
Единственным фактором риска здесь курс валют. Вторичный рынок в Украине до сих пор ментально привязан к доллару. Если гривна будет стабильной, ценники в эквиваленте тоже не изменятся.
Глава Института исследований авторынка Станислав Бучацкий прогнозирует существенное изменение географии и структуры импорта в 2026 году. Время хаотического ввоза авто «под честное слово» истекает, уступая место системному бизнесу.
Главная боль европейского импорта – непредсказуемая стоимость растаможки. Таможня часто игнорирует реальные цены в договорах покупки, начисляя налоги по собственным таблицам. Решение: Переход на покупку через официальные аукционы, такие как BCA. Они дают железный документ — подтверждение реальной цены, заставляющее таможню считать налоги честно. К тому же это доступ к авто, не выходя из офиса.
Рынок профессионализируется. Отдельные частные перевозчики («гонщики») уходят в прошлое. Импорт становится сложным логистическим и финансовым процессом, который под силу только специализированным платформам. Как отмечают аналитики компании West Auto Hub, потребность в импорте никуда не исчезнет, потому что внутренний рынок Украины не самодостаточен, а продажи новых авто слишком низки. Но формат изменится: покупатель все чаще будет заказывать авто «под ключ» через цифровые платформы, закрывающие все вопросы – от выкупа на аукционе до доставки и сертификации. Дилерские площадки на местах превратятся в точки выдачи и сервиса, а операционку возьмут на себя такие хабы, как WAH.
Обязательный технический контроль (ОТК) — это требование ЕС, о котором говорят долго, но в 2026 году мы можем наконец увидеть реальные законодательные шаги. Если сертификацию при ввозе заменят первым техосмотром — это существенно изменит правила игры на импортном направлении. Пока это на уровне дискуссии, но бизнесу следует быть готовым.
Китайская экспансия остается главным триллером авторынка в части новых авто. В 2025 году мы видели безумный успех BYD и «европейцев с китайским паспортом» вроде VW ID.Unyx. Но в 2026 году интрига накаляется. Китай вводит экспортные ограничения для защиты репутации своих брендов за рубежом.
Если «серые» каналы устоят, нас ждет глобальная перекройка рынка новых авто, где традиционные дилерские центры рискуют стать просто выставочными залами для «примерки», а покупка будет происходить там, где дешевле.
Чтобы в этом разделе убрать все "но" и "если" стоит подождать и собрать статистику хотя бы января-февраля, тогда будем иметь опорные точки для дальнейшей триангуляции, извините, построения потенциального маршрута относительно импортированных или релокированных авто "Made in China".
Мы наблюдаем кризис жанра классических онлайн-продаж. Большие интернет-классы файлы все чаще становятся лишь витриной, а не местом заключения сделок. Продавать автомобиль самостоятельно («из рук в руки») становится долго, сложно и опасно.
Рынок дрейфует в сторону "Американской модели". Вместо длинных переписок в чатах и встреч на заправках украинцы все чаще выбирают комиссионные площадки и услугу Trade-in. Формула проста: «Приехал на старом – доплатил – поехал на новом». Время становится дороже денег. Люди готовы потерять условные $500 на цене авто, чтобы избавиться от головной боли с ее продажей. Этот тренд в 2026 году только усилится, превращая хаотичный базар в цивилизованный (хотя и посреднический) бизнес.
Сегмент мотоциклов показывает четкий социальный маркер. Стабильный рост продаж, особенно части новой китайской и индийской техники, свидетельствует об изменении роли двухколесных. Мотоцикл в Украине – это больше не игрушка выходного дня для байкеров. Это альтернатива маршрутке. В деревнях и небольших городах дешевый новый мотоцикл становится единственным доступным средством мобильности. В 2026 году этот тренд сохранится: пока растут цены на проезд и топливо, народ будет пересаживаться на 150-кубовых «китайцев». Дешево, сердито и независимо от графика автобусов.
Как сообщал Информатор, уменьшение разрыва в цене между бензином и автогазом делает установку газобаллонного оборудования экономически неоправданным для рядового водителя. Такой прогноз дает Институт исследований авторынка.