Чтобы не попасть впросак, прочтите этот прогноз на 2026 год прежде чем покупать авто

Привычка покупать один максимально универсальный автомобиль часто заставляет покупать старые, большие и неэкономные машины. В 2026 году выгоднее иметь свежий, компактный и экономичный автомобиль для ежедневных задач, а для перевозки грузов раз в год нанять бус.

Авторынок Фото: Институт исследований авторынка
Авторынок Фото: Институт исследований авторынка

Чего ждать от авторынка в 2026 году? Сохранится ли темп продаж, как повлияют налоги и что будет с ценами? Институт исследований авторынка подготовил базовый сценарий развития рынка. 

Равновесие потребностей и возможностей

Главный прогноз на 2026 год – стабильность. Мы не ожидаем ни резкого роста, ни обрушения общего количества сделок в большинстве сегментов. Рынок держат два противоположных фактора. 

  1. С одной стороны, потребность в мобильности никуда не исчезает – автомобиль в Украине остается необходимостью.
  2. С другой – покупательная способность давит вниз: инфляция и неопределенность заставляют людей откладывать большие покупки.

В результате – не стагнация и рост, а плато. Машины будут продаваться, сделки будут проходить, но рекорды пока откладываются.

Электромобили: похмелье после декабрьского ажиотажа

Самая большая интрига 2026 года – это сегмент электромобилей. С 1 января возвращается НДС на их растаможку и поставку. Ожидание этого события спровоцировало настоящую истерию в ноябре-декабре уходящего года. Дефицит «зеленых» номерных знаков и очереди в занимаемых еще с вечера сервисных центрах МВД — это попытка бизнеса и граждан «запрыгнуть в последний вагон». Импортеры массово регистрируют ввезенные авто на физических лиц, чтобы зафиксировать цену без налога.

Что будет дальше:

  • Провал в первом квартале. Январь и февраль покажут резкое падение продаж. Все, кто планировал покупку, сделали это в декабре. Рынок потребует времени, чтобы оправиться от перенасыщения.
  • Ценовая турбулентность. Теоретически цены должны вырасти на 20% (размер НДС). Но на практике мы увидим «ценовые качели». Рынок перенасыщен ввозимыми ранее машинами. Продавцы будут вынуждены демпинговать из-за высокой конкуренции.
  • Стабилизация. К середине года ситуация выровняется, и цены зафиксируются на новом, более высоком уровне (+20%).

Цены на вторичном рынке

Для автомобилей с ДВС (бензин/дизель/ГБО) предпосылок для резких скачков цен нет. Мировые аукционы не демонстрируют существенного падения стоимости лотов, логистика отлажена и стабильна. Поэтому стоимость подержанных авто в Украине будет изменяться только в пределах сезонных колебаний и старения конкретных моделей. 

Единственным фактором риска здесь курс валют. Вторичный рынок в Украине до сих пор ментально привязан к доллару. Если гривна будет стабильной, ценники в эквиваленте тоже не изменятся.

Импорт и логистика

Глава Института исследований авторынка Станислав Бучацкий прогнозирует существенное изменение географии и структуры импорта в 2026 году. Время хаотического ввоза авто «под честное слово» истекает, уступая место системному бизнесу. 

1 Америка сдает позиции, Европа возвращается. Эра доминирования «битков» из США подходит к концу: 

  • Электромобили: Ажиотаж спал, а с возвратом НДС везти их из-за океана станет менее выгодно. Плюс запрещение транспортировки авто с повреждениями водой.
  • Топливный фактор: Найти в США экономное авто сложно — там господствуют многолитровые двигатели, которые в Украине становятся «золотыми» в эксплуатации (особенно, учитывая потерю смысла ГБО). Так что доля США на рынке стабилизируется на уровне привычных 30%.
  • Европа играет позиции. Здесь выигрывает время доставки, меньшая аварийность («целые, а не битые») и наличие дизельных двигателей, все еще популярных среди украинцев. Отдельный тренд — лизинговые авто в возрасте 3-5 лет, поток которых из ЕС будет только расти.

2. Таможенные вопросы: аукционы становятся спасением

Главная боль европейского импорта – непредсказуемая стоимость растаможки. Таможня часто игнорирует реальные цены в договорах покупки, начисляя налоги по собственным таблицам. Решение: Переход на покупку через официальные аукционы, такие как BCA. Они дают железный документ — подтверждение реальной цены, заставляющее таможню считать налоги честно. К тому же это доступ к авто, не выходя из офиса.

3. Завершение эпохи «гонщиков»

Рынок профессионализируется. Отдельные частные перевозчики («гонщики») уходят в прошлое. Импорт становится сложным логистическим и финансовым процессом, который под силу только специализированным платформам. Как отмечают аналитики компании West Auto Hub, потребность в импорте никуда не исчезнет, ​​потому что внутренний рынок Украины не самодостаточен, а продажи новых авто слишком низки. Но формат изменится: покупатель все чаще будет заказывать авто «под ключ» через цифровые платформы, закрывающие все вопросы – от выкупа на аукционе до доставки и сертификации. Дилерские площадки на местах превратятся в точки выдачи и сервиса, а операционку возьмут на себя такие хабы, как WAH.

4. Фактор Техосмотра

Обязательный технический контроль (ОТК) — это требование ЕС, о котором говорят долго, но в 2026 году мы можем наконец увидеть реальные законодательные шаги. Если сертификацию при ввозе заменят первым техосмотром — это существенно изменит правила игры на импортном направлении. Пока это на уровне дискуссии, но бизнесу следует быть готовым.

Китайский ребус: «Серые» против «Белых»

Китайская экспансия остается главным триллером авторынка в части новых авто. В 2025 году мы видели безумный успех BYD и «европейцев с китайским паспортом» вроде VW ID.Unyx. Но в 2026 году интрига накаляется. Китай вводит экспортные ограничения для защиты репутации своих брендов за рубежом.

  • Сценарий: Здесь развернется противостояние хитрости против бюрократии.
    Импортеры: Украинские «неофициальные» дилеры – мастера выживания. Если будут хоть самые «обходные тропы» (через третьи страны, фиктивные фирмы-прокладки и т.п.), поток дешевых автомобилей не остановится.
  • Официальные дилеры: Они оказываются под величайшим ударом. Со своими дорогими шоурумами, стандартами (комплаенсом) и официальными ценами они проигрывают ценовую войну серым площадкам. Статистика неумолима: украинец готов покупать новый автомобиль без красной ленты и кофе в салоне, если цена будет на $5-10 тысяч ниже.

Если «серые» каналы устоят, нас ждет глобальная перекройка рынка новых авто, где традиционные дилерские центры рискуют стать просто выставочными залами для «примерки», а покупка будет происходить там, где дешевле.

Чтобы в этом разделе убрать все "но" и "если" стоит подождать и собрать статистику хотя бы января-февраля, тогда будем иметь опорные точки для дальнейшей триангуляции, извините, построения потенциального маршрута относительно импортированных или релокированных авто "Made in China".

Американская мечта на украинских площадках

Мы наблюдаем кризис жанра классических онлайн-продаж. Большие интернет-классы файлы все чаще становятся лишь витриной, а не местом заключения сделок. Продавать автомобиль самостоятельно («из рук в руки») становится долго, сложно и опасно.

Рынок дрейфует в сторону "Американской модели". Вместо длинных переписок в чатах и ​​встреч на заправках украинцы все чаще выбирают комиссионные площадки и услугу Trade-in. Формула проста: «Приехал на старом – доплатил – поехал на новом». Время становится дороже денег. Люди готовы потерять условные $500 на цене авто, чтобы избавиться от головной боли с ее продажей. Этот тренд в 2026 году только усилится, превращая хаотичный базар в цивилизованный (хотя и посреднический) бизнес.

Мототехника: Средство выживания, а не развлечение

Сегмент мотоциклов показывает четкий социальный маркер. Стабильный рост продаж, особенно части новой китайской и индийской техники, свидетельствует об изменении роли двухколесных. Мотоцикл в Украине – это больше не игрушка выходного дня для байкеров. Это альтернатива маршрутке. В деревнях и небольших городах дешевый новый мотоцикл становится единственным доступным средством мобильности. В 2026 году этот тренд сохранится: пока растут цены на проезд и топливо, народ будет пересаживаться на 150-кубовых «китайцев». Дешево, сердито и независимо от графика автобусов.

Практические выводы: Как не прогадать в 2026 году?

  1. Забудьте о стратегии «Атмосферник 2.5+ГБО». Годами это была любимая формула украинцев: купить «битку» из США с простым большим двигателем и поставить газ. В 2026 году математика этого решения больше не работает. Разница в цене горючего сокращается, стоимость оборудования растет. Покупать 3-литрового «монстра» с надеждой экономить на газе – это самообман. Смотрите в сторону современных турбомоторов малого объема или гибридов.
  2. Электромобили: Держите паузу. Если вы не успели купить «электричку» до 31 декабря 2025 — выдохните. Не бегите в автосалон в январе или феврале. Рынок будет лихорадить, цены будут неадекватными. Лучшее время для покупки придет во второй половине года, когда складские запасы и цены стабилизируются, а продавцы начнут борьбу за клиента. Или включайте режим "охоты" и покупайте когда видите что кто-то не удержался, и спустил цену.
  3. Китайский автопром: Риск становится нормой. Страх "где я буду брать запчасти на этот Zeekr?" постепенно теряет актуальность. Работает закон рынка: чем больше таких авто на дорогах, тем быстрее бизнес налаживает поставки деталей. Уже сейчас не обязательно писать письмо в Пекин, чтобы найти фару или бампер – украинские предприниматели быстро заполняют эту нишу. Поэтому покупка популярного «китайца» в 2026 году это уже не экстрим, а просто рациональный выбор, хоть и с определенными нюансами.
  4. Отказывайтесь от "авто на все случаи жизни". Привычка покупать один максимально универсальный автомобиль (чтобы и на работу, и на рыбалку, и шкаф перевезти) часто заставляет нас покупать старые, большие и неэкономные машины. В 2026 году выгоднее иметь свежий, компактный и экономичный автомобиль для ежедневных задач, а для перевозки грузов раз в год нанять бус. Ориентируйтесь на реальные ежедневные потребности, а не на гипотетические сценарии.
  5. Время – это деньги. Если вы продаете автомобиль, попробуйте новые форматы: Trade-in или комиссионные площадки. Самостоятельная продажа через объявление превращается в длинный квест с перекупами и сомнительными звонками. Цивилизованный рынок услуг в Украине уже вырос настолько, что комиссия площадки часто перекрывается с экономичным временем и нервами.

Цены на топливо в сетевых АЗС Украины

Image Обновлено по состоянию на 23.12.2025
А95+
А95
ДП
ГАЗ
KLO
60.99
59.59
61.79
38.4
SOCAR
64.13
60.99
60.7
38.41
WOG
64.99
61.99
61.99
38.98
БРСМ-Нафта
-
53.92
53.88
35.55
ОККО
64.99
61.99
61.99
38.99
Укрнафта
62.99
58.99
58.99
38.44

Как сообщал Информатор, уменьшение разрыва в цене между бензином и автогазом делает установку газобаллонного оборудования экономически неоправданным для рядового водителя. Такой прогноз дает  Институт исследований авторынка.

Читайте нас в Facebook

Image
Оперативные новости: Украина, мир, война. Подпишись 👇
Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать