Как электромобили влияют на энергосистему Украины: приближают ли они блекаут

Около 80% электромобилей потребляют электроэнергию малыми порциями, в часы минимальной нагрузки на систему, в настоящее время энергетики даже снижают мощность из-за избытка генерации.

Зарядка электромобилей Фото: Институт исследований авторынка
Зарядка электромобилей Фото: Институт исследований авторынка

Развитие сегмента электромобилей до сих пор вызывает споры. Есть поклонники, даже фанаты, а есть и противники — от тех, кто просто боится сделать шаг от привычного бензина, до тех, кто убеждает других, что «электрички» могут вызвать блекаут, когда их станет слишком много. Украинскую энергосистему проектировали десятилетия тому назад — когда основными потребителями были лампочки, телевизор и холодильник. Теперь в каждой квартире десятки приборов, а иногда еще и электромобиль — потребитель, который в квартиру уже не вместится. Специалисты Института исследований авторынка совместно с аналитическим центром DiXi Group исследовали: хватит ли электричества всем, несмотря на электромобили, и есть ли предел, при котором следующий автомобиль в парке может вызвать перегрузку системы.

Парк электромобилей в Украине

По состоянию на октябрь 2025 года в Украине зарегистрировано 193,5 тыс. электрических транспортных средств, из которых 98% – легковые электромобили, а остальные – коммерческие модели группы LCV. Самая популярная модель в Украине, Nissan Leaf первого поколения, в среднем проезжает 11 400 км в год. Владельцы Volkswagen e-Golf – около 13 500 км, а Tesla – на уровне авто с ДВС: 17 000 км в год. Взвесив эти показатели пропорционально части каждой модели (учтен весь парк моделей) получаем средний пробег 12 800 км в год для типичного украинского BEV. Имея пробег и среднее потребление можно определить суточную, месячную и годовую потребность парка в электроэнергии.

Среднесуточное потребление:

  • летний период - 1 141 МВт·ч
  • зимний период - 1 480 МВт·ч

Среднемесячное потребление:

  • летний период - 34,7 ГВт·ч
  • зимний период - 45,0 ГВт·час

Следовательно, годовая потребность в формате «на движение», с учетом сезонности, составляет 468 ГВтч. Однако эта величина показывает потребление в формате «от батареи до колес плюс бортовое оборудование», но не учитывает непременно присутствующие сопутствующие расходы. Это КПД инверторов и зарядных устройств, работа систем охлаждения и подогрева батареи, где теряется в среднем 10-15% энергии.

Применяя усредненный коэффициент в 12%, мы получаем, что реальный спрос украинского парка электромобилей на энергию из сети составляет около 524 ГВтч в год. Именно это число отражает их полное влияние на энергосистему. Для сравнения это примерно равно объему суммарного электропотребления по всей Украине в течение 1-1,5 зимнего дня, или около 1,5-2 летних дней.

Украинская генерация: хватит ли света?

По данным портала Energy Map, производство и потребление электроэнергии в Украине менялось из-за войны, разрушения инфраструктуры и оккупации части мощностей. Приведем несколько показателей:

  • 2020 г. — произведено 148,9 ТВтч, потреблено 116,2 ТВтч
  • 2021 г. - произведено 156,6 ТВтч, потреблено 125,7 ТВтч
  • 2022 г. — произведено 113,5 ТВтч, потреблено 86,0 ТВтч
  • 2023 г. — произведено 105,8 ТВтч, потреблено 83,2 ТВтч

По сравнению с этими масштабами годовое потребление всеми электромобилями (524 ГВтч) составляет лишь 0,63% от потребленной в 2023 году (это свежие имеющиеся данные) электроэнергии. Для сравнения: бытовой сектор страны потреблял в ближайшие годы около 30 ТВтч в год, промышленность — более 50 ТВтч. 

То есть, все электромобили вместе потребляют около 1,75% от бытового потребления страны.

Когда и как заряжаются электромобили

Электромобиль не потребляет энергию равномерно — все зависит от времени подзарядки. По данным IEA, gridX и Mobility Portal, 70-85% всех зарядных сессий в Европе приходится на домашнюю или офисную «медленную» зарядку с мощностью 2-3 кВт (реже - до 7-9 кВт). В Украине ситуация схожая: 80-90% зарядок происходит дома, в основном ночью, что стимулируется пониженным ночным тарифом.
Таким образом, около 80% электромобилей потребляют электроэнергию малыми порциями в часы минимальной нагрузки на систему. В настоящее время энергетики даже снижают мощность из-за избытка генерации.

Скоростные зарядные станции с мощностью 50-250 кВт дают только меньшую долю дневных зарядок, и каждая из них подключена к сети через защитную автоматику, исключающую перегрузку локальных линий или подстанций.

Следовательно, имеющийся парк электромобилей, потребляя около 0,6% общего потребления электроэнергии, не способен создать угрозы для энергосистемы. Даже удвоение или утроение количества до 0,6 млн авто поднимет потребление до уровня около 1,9%, что также не является критическим.

Следует помнить, что генерация в Украине работает по принципу балансировки под нагрузку: если спрос растет, увеличивается и производство. Ключевое — чтобы генерационные мощности не подвергались разрушениям от войны.

Прогноз экспертов

Если темпы роста электромобильного парка сохранятся на уровне +50 тыс. автомобилей ежегодно, к 2030 году в Украине будет около 450-500 тыс. электромобилей. Их потребность в энергии составит около 1,35 ТВтч в год — около 1,3 процента от генерации уровня 2023 года. Главным вызовом станет не столько производство электроэнергии, сколько локальная инфраструктура – ​​способность подстанций, внутренних сетей и жилых домов выдерживать массовую установку зарядных устройств. Этот вопрос частично учитывается в новых строительных нормах и городских энергопланах.

Следите за нами в Telegram

Image
Оперативные новости и разборы: Украина, война, мир
Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать