Цены на АЗС упали, но быстро поднялись: сколько будем платить за горючее осенью

Нынешнее падение цен не следует воспринимать как признак экономического укрепления. Это лишь временное облегчение, которое продлится до осени

АЗС Фото: Информатор
АЗС Фото: Информатор

Кратковременное падение цен на бензин и дизель не означает стабильности: осенью и в 2026 году ожидаются новые вызовы потребителям и трейдерам, считает аналитик Дмитрий Вишневецкий.

Внезапное понижение цен на горючее в Украине стало приятной новостью для водителей, но эксперты предостерегают: это лишь кратковременный эффект, а не признак стабилизации рынка. В канун Дня Независимости сети автозаправочных станций ввели праздничные акции, снижая стоимость литра бензина и дизеля иногда даже на 5 гривен. Инициатором стала государственная компания, а затем другие операторы поддержали ценовые скидки, стремясь привлечь внимание потребителей в период роста спроса на поездки и путешествия.

Цены на топливо в сетевых АЗС Украины

Image Обновлено по состоянию на 27.08.2025
А95+
А95
ДП
ГАЗ
KLO
60.99
59.59
57.99
34.2
SOCAR
63.66
60.82
57.82
34.65
WOG
64.99
61.99
58.99
35.98
БРСМ-Нафта
-
54.09
50.89
32.8
ОККО
64.99
61.99
58.99
35.99
Укрнафта
61.99
58.99
55.99
33.99


Впрочем, несмотря на положительный эффект для водителей, рынок остается напряженным. Уже сейчас эксперты подчеркивают, что возврат к предыдущим уровням цен неизбежен. Снижение стало маркетинговым шагом, а не экономическим трендом, ведь никаких фундаментальных изменений в структуре ценообразования не произошло. Нефтетрейдеры не изменили подходов к формированию стоимости, а кратковременные акции не способны компенсировать накопившееся давление со стороны мировых рынков.

"Стоит отметить, что в течение лета стоимость горючего в Украине удерживалась на уровне, который превышал объективно обоснованный на 4-5 гривен за литр. Это происходило на фоне снижения котировок нефти и стабилизации валютного курса в середине лета. Отсутствие конкурентной среды позволило трейдерам избегать уменьшения цен даже при наличии экономикой. Так называемого премиального бензина его реальным характеристикам. Разница в цене между обычным и премиальным горючим не имеет весомых технических оснований, однако украинские водители вынуждены переплачивать.

По мнению аналитика, нынешнее понижение цен следует рассматривать не как стабильную тенденцию, а как временную маркетинговую акцию. Состояние рынка горючего определяют гораздо более глубокие процессы, и осенью Украина столкнется с новым этапом ценовых вызовов. Дмитрий Вишневецкий называет следующие.

Геополитические факторы и мировой рынок нефти

Мировой рынок нефти остается основным индикатором для формирования цен на топливо в Украине. Стоимость барреля марки Brent в течение года испытывала существенные колебания, что непосредственно отражалось на внутреннем рынке. В начале августа цены опустились до 68 долларов за баррель, в то время как в конце предыдущего года они превышали 74 доллара. В апреле снижение было еще более резким: нефть подешевела до 65 долларов на фоне глобальных торговых конфликтов, инициированных президентом США Дональдом Трампом.

Нестабильность на рынке усугубилась в июне, когда обострились отношения между Израилем и Ираном. Двенадцатидневное военное противостояние привело к скачку цен до 78 долларов за баррель. Лишь после завершения конфликта котировки вернулись до 65 долларов, однако уже в июле цены снова выросли. Эта динамика показывает, что геополитические действия остаются ключевым фактором для формирования стоимости нефтепродуктов в мире.

"Для Украины, которая почти полностью зависит от импортного горючего, любые скачки на мировом рынке мгновенно отражаются на ценах на АЗС. Летнее подорожание бензина и дизеля на 4–5 гривен стало прямым следствием международных тенденций, а не внутренней экономической ситуации. Это доказывает, что стабилизация внутренних цен возможна только при длительном покое на глобальном рынке".

Снижение цен на нефть в августе стало определенным облегчением, но эксперты не видят оснований для продолжительного удешевления. Рынок слишком чувствителен к новым угрозам, и любой конфликт или торговое ограничение может спровоцировать новый скачок.

Украина вынуждена приспосабливаться к этим вызовам через диверсификацию источников и развитие стратегических резервов. Однако пока внутренние механизмы ценообразования в большинстве своем повторяют колебания мирового рынка.

Валютный курс как главный риск для потребителей

Вторым ключевым фактором, формирующим цену на горючее, остается курс гривны к доллару США. По словам аналитиков, любое ослабление национальной валюты мгновенно увеличивает расходы трейдеров, что приводит к удорожанию бензина и дизеля.

В конце года эксперты прогнозируют постепенное понижение стоимости гривны. Это означает, что стоимость горючего в Украине будет расти вне зависимости от изменений на мировом рынке. Даже если цены на нефть останутся стабильными, импортные расходы будут увеличиваться из-за валютных рисков.

Национальный банк Украины уже пересмотрел прогноз инфляции в сегменте горючего. Ожидается, что в 2025 году цены поднимутся примерно на 4%, а в 2026 году темпы роста ускорятся до 8%. Это связано не только с более слабой гривной, но и с плановым повышением акцизной нагрузки на импорт.

"Таким образом, нынешнее падение цен не следует воспринимать как признак экономического укрепления. Это лишь временное облегчение, которое продлится до осени. Системные проблемы, связанные с валютным рынком и зависимостью от импорта, остаются актуальными и нуждаются в комплексных решениях", - говорит Дмитрий Вишневецкий.

Акцизная политика и налоговая нагрузка

С 1 января будущего года Украина планирует повысить акциз на горючее, что неизбежно приведет к увеличению конечной цены для потребителей. Эксперты отмечают, что повышение акцизов является частью гармонизации украинского законодательства с европейскими нормами. Однако в краткосрочной перспективе это станет дополнительной обузой для водителей и бизнеса.

Налоговая политика играет ключевую роль в формировании цен. Во многих странах Европы значительную часть конечной стоимости горючего составляют именно налоги и акцизы. Украина идет по этому пути, пытаясь сбалансировать бюджет и финансировать инфраструктурные проекты. В то же время, отсутствие эффективных механизмов контроля за рынком создает риск искусственного завышения цен.

"Дополнительная акцизная нагрузка в условиях нестабильного валютного курса станет одним из главных факторов подорожания бензина и дизеля в 2026 году. Это подчеркивает необходимость реформ в сфере энергетики и транспорта, которые могли бы снизить зависимость от импорта и колебаний на глобальном рынке", - говорит Дмитрий Вишнивецкий.

По мнению аналитика, падение цен на бензин и дизель стало кратковременной передышкой для потребителей, но реальная ситуация на рынке остается сложной. Украина глубоко интегрирована в мировую экономику, а стоимость горючего определяют прежде всего международные котировки нефти, курс гривны и налоговая политика.

Экономические и геополитические вызовы делают рынок очень уязвимым к колебаниям. Любые политические конфликты или экономические санкции влияют на цены в Украине. Повышение акцизов со следующего года лишь усугубит ценовое давление, заставляя потребителей пересматривать расходы.
В перспективе государство должно сосредоточиться на создании стратегических резервов горючего, диверсификации поставок и развитии альтернативных источников энергии. Только комплексные решения позволят избежать резких скачков цен и обеспечить энергетическую безопасность.

Следите за нами в Telegram

Image
Оперативные новости и разборы: Украина, война, мир
Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать