UA

Блокада границы длится третий день: в Украине объяснили, почему не будут выполнять требования польских перевозчиков

Читати українською

Украина напомнила Польше, что соглашение о так называемом "транспортном безвизе" было ратифицировано всеми членами ЕС и подписано между Евросоюзом и Украиной, а не с отдельными странами, поэтому не будет выполнять требования польских перевозчиков

Читати українською
Блокада границы польскими перевозчиками
Разрешительная система, которую хочет вернуть Польша, была искусственным барьером для осуществления свободной торговли Украиной

Украина напомнила Польше, что соглашение о так называемом "транспортном безвизе" было ратифицировано всеми членами ЕС и подписано между Евросоюзом и Украиной, а не с отдельными странами, поэтому не будет выполнять требования польских перевозчиков

В Украине заявили, что не будут возвращаться в разрешительный режим для украинских перевозчиков, чего сейчас требуют польские перевозчики, блокируя границу с Украиной. Эта система замедляла товарооборот, только в 2021 году из-за кризиса с польскими разрешениями Украина потеряла до 500 млн евро. Польша с помощью разрешительной системы искусственно ограничивала не только двустороннюю торговлю, но и транзит украинских товаров по странам ЕС. К тому же соглашение о "транспортном безвизе" было подписано между Украиной и Евросоюзом, а не с отдельными государствами ЕС.

Об этом заявил глава Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры Мустафа Найем, пишет Европейская правда. Он назвал два важных тезиса, которыми объяснил, почему Украина не будет идти навстречу требованиям польских перевозчиков.

"Первое. Украина не намерена даже обсуждать возвращение к разрешительной системе. Соглашение о либеризации грузовых перевозок было ратифицировано и согласовано всеми членами ЕС и подписано между Европейским союзом и Украиной, а не какой-то отдельной страной", заявил Найем.

Он напомнил, что, начиная с 2016 года, Евросоюз стал основным торговым партнером Украины. Однако дальнейший рост товарооборота был ограничен недостатком разрешений на международные перевозки, количество которых по отдельным направлениям либо оставалось неизменным, либо значительно сокращалось. В первую очередь со странами, с которыми у Украины есть общие границы: Польша, Румыния, Венгрия, Словакия, чуть меньше Молдова.

Ежегодно это приводило к тому, что осенью значительно росла стоимость фрахта, украинские и иностранные товаропроизводители физически не могли вывезти свою продукцию. Мустафа Найем напомнил, что в 2021 году из-за кризиса с польскими разрешениями Украина потеряла до 500 млн евро только потому, что разрешения элементарно закончились, а новые польская сторона давать отказалась. Тогда рынок просто встал.

"Второе. Главной причиной подписания Соглашения о грузовых перевозках автомобильным транспортом были нарушения Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Дело в том, что согласно ст. 136 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС стороны не вводят условий взаимного доступа на рынок, которые являются более ограничительными по сравнению с ситуацией, сложившейся на дату, предшествующую дате вступления соглашения в силу", - заявил глава Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры.

По словам Найема, в 2016 году Украина имела квоту на 200 тысяч польских разрешений, а уже в 2021 году получила всего 120 тысяч разрешений, при том что общий товарооборот со странами ЕС вырос почти на 45%. Параллельно польские коллеги пять лет подряд увеличивали соответствующие квоты для перевозчиков из россии и Беларуси.

"Таким образом польская сторона прямо нарушала наши права, поскольку создавала условия, которые были хуже, чем те, которые существовали на момент вступления в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС", - говорит Найем.

Также действия Польши нарушают статью 5 "Свобода транзита" Генерального соглашения по тарифам и торговле, к которому Украина присоединилась 5 февраля 2008 года. Она предусматривает свободу транзита через территорию каждой стороны по маршрутам, наиболее удобным для международного транзита.

"Фактически разрешительная система была искусственным барьером для осуществления свободной торговли, ограничивая не только двустороннюю торговлю, но и транзит наших товаров по странам ЕС. И я очень надеюсь, что мы никогда не вернемся к этой позорной и дискриминационной практике. Практики, которая ограничивала нас в торговле с ЕС до широкомасштабной войны и может бить по нашей экономике сейчас, когда автомобильный транспорт – главная артерия нашего экспорта», – подытожил Мустафа Найем.

Перевозчики Польши блокируют движение грузовиков на границе с Украиной

В понедельник, 6 ноября, польские перевозчики начали блокировать три пункта пропуска из Украины: "Корчева - Краковец", "Гребенное - Рава-Русская", "Дорогуск - Ягодин". Главное требование польских перевозчиков – возвращение системы выдачи разрешений для работы в ЕС украинских перевозчиков.

Как сообщил заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Сергей Деркач, на пункте пропуска "Ягодин - Дорогуск" блокируется выезд из Украины и выезд из Польши. То есть пункт пропуска заблокирован полностью. На "Краковец - Корчева" выезд из Украины еще возможен, заехать в Украину – нет. На "Рава-Русская - Гребенное", по последней информации от наших пограничников, перевозчики заблокировали и выезд от нас. То есть движение заблокировано полностью тоже.

Он добавил, что на всех пунктах пропускают гуманитарные грузы и пассажирский транспорт. В направлении Украины участники акции пропускают по одной или несколько машин в час.

К слову, после начала полномасштабной войны с россией Евросоюз пошел на беспрецедентные шаги по поддержке украинской экономики и на год отменил необходимость получения украинцами вышеупомянутых разрешений. Но летом 2023 года ЕС продлил действие этой нормы до июня 2024 года. Теперь польские перевозчики требуют отменить эту льготу и вернуть для Украины старую разрешительную систему.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.