Избирательная европейская солидарность
Польские перевозчики продолжают блокировать три пункта пропуска на границе с Украиной – "Корчева – Краковец", "Гребенное – Рава-Русская" и "Дорогуск – Ягодин". Как это повлияло на украинский рынок топлива и чего ждать дальше – в прогнозе эксперта.
Прежде всего директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн объяснил, что для Украины означает польское направление поставки топлива. К примеру, в октябре через украинско-польскую границу автомобильным транспортом въехало 36% от общего импорта пропан-бутана, 18% бензина и 16% дизтоплива.
«Если сжато, то по бензинам вообще не вижу проблемы. По дизтопливу приятного мало, но прорвемся: рынок неплохо сработал в октябре, сейчас еще пойдет сезонное снижение потребления, а там уже и рынок адаптируется к новым условиям. А вот со сжиженным газом может быть грустно», – предупредил Куюн.
Он сообщил, что за последний месяц розничная цена на автогаз выросла на 20% до 31,5 грн/л. Это произошло еще до забастовки из-за очередей с нашей стороны границы, а именно из-за роста агроэкспорта.
«Согласно системе єЧерга, ждать выезда нужно 11-13 суток (буква «є» при таких терминах приобретает новое толкование). Еще летом это было 3-4 дня. То есть, чтобы сохранить прежний объем автоснабжений нужно в 3 раза больше машин. Их нет. Рынок переходит на железную дорогу, но это не мгновенный процесс. Теперь из-за забастовки очереди на выезд будут еще увеличиваться, а параллельно появятся на въезд, очевидцы сегодня это уже фиксировали», - сообщил эксперт.
По его мнению, пока полной картины нет.
«Кто-то говорит, что бензовозы с газовозами не блокируют, потому что вроде бы к этой категории перевозок у польских перевозчиков нет претензий (приехали за грузом и поехали домой). По словам других трейдеров, стал Ягодин, там очередь за сегодня увеличилась на один день. А вот Шегини работают. Хотелось бы услышать официальные цифры по количеству пересекших границу машин», - сказал Куюн.
Он напомнил, что Украина формирует огромный спрос на польские товары, в том числе нефтепродукты (загружая в том числе и польские морские порты) и дает транзит огромной номенклатуры других товаров.
"Теперь поляки хотят зарабатывать не просто на продаже и транзите, а еще и на перевозках этих грузов. Желание понятно. Но что-то не так с этой европейской, извиняюсь, солидарностью", - выразил свое мнение Сергей Куюн.
После начала полномасштабной войны с рф Евросоюз на год отменил необходимость получения украинцами разрешений для работы в ЕС в качестве перевозчиков. Летом этого года ЕС продлил эту норму до июня 2024 года. Теперь польские перевозчики требуют отменить эту льготу в принципе и вернуть старую разрешительную систему.
Еще одно требование – усиление правил перевозок по ЕКМТ, сертификатом Европейской конференции министров транспорта. По предварительной информации, акция протеста продлится до 3 декабря 2023 года. Киев планирует обсуждать этот вопрос не только с властями Польши, но и с Еврокомиссией.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.