В ПриватБанке считают , что осуществить вход в аккаунт в Приват-24 можно было только посредством использования ее финансового телефона и другой личной информации
Женщина получила звонок на финансовый номер (оператор «Киевстар») в АО КБ «ПриватБанк». А впоследствии она обнаружила списание средств с двух карт в размере 116 077 гривен. Об этом говорится в решении Белоцерковского горрайонного суда Киевской области, опубликованном 26 ноября 2024 года.
31 мая 2024 года на номер Киевстар женщины, который является финансовым номером в АО КБ «ПриватБанк» и верифицирован ею для осуществления финансовых (банковских) услуг, позвонило неизвестное лицо и представилась работником «ПриватБанка» и сообщило о непонятных операциях по ее счетам и попытке неизвестных лиц снять 3700, что она и сделала. После звонка на горячую линию со всех ее счетов были сняты все имеющиеся там средства, в том числе и кредитные. Всего с двух счетов было списано 116 077 гривен. Она обратилась с заявлением о совершении уголовного правонарушения в полицию, на основании чего было открыто уголовное производство, что подтверждено извлечением из Единого реестра досудебных расследований. Письмом от 16.07.2024 года банк сообщил о том, что возвращать списанные средства на счета не может по тем основаниям, что перевод средств был осуществлен путем создания платежа в системе дистанционного обслуживания клиентов Приват-24. Вход в Приват-24 был осуществлен под ее авторизацией. Указанные действия можно было осуществить только посредством использования ее финансового телефона и другой личной информации. В письме банка не указано, что она своими действиями каким-то образом способствовала передаче своего логина и пароля в системе Приват-24 третьим лицам. Считает, что банком не установлена ее вина в передаче указанных данных третьим лицам. Поэтому банк отказывается в добровольном порядке вернуть причитающиеся ей средства, она вынуждена обратиться в суд с этим иском.
26 сентября 2024 года от ПриватБанка в адрес суда поступил отзыв с просьбой иск оставить без удовлетворения. Общая сумма средств по расходным спорным транзакциям составляет 116 077 гривен. В соответствии с характером проводимых операций переводы средств выполнены через платежный сервис Приват-24 под аккаунтом клиентки. Она обратилась в банк с информацией о противоправных действиях постороннего лица и краже средств по ее счетам уже после проведения спорных финансовых операций. Также получены сведения, указывающие, что переводы средств во время спорных финансовых операций выполнены на ее карточные счета, открытые в АО «Государственный ощадный банк Украины» и АО «Райффайзен Банк». То есть все финансовые операции совершены через мобильное приложение Приват-24 с корректным вводом логина и паролей, которые поступали на финансовый мобильный номер телефона, что подтверждает надлежащее проведение аутентификации (авторизации) клиента банка. В этом случае, ею не предоставлено каких-либо доказательств вынесения приговора или иного судебного решения, вступившего в законную силу, относительно незаконного завладения указанными средствами и осуществления других незаконных операций, на которые она ссылается. Более того, из выписки из ЕРДР усматривается закрытие уголовного производства.
27 сентября 2024 года в адрес суда поступил ответ от частного акционерного общества «Киевстар», в котором сообщено, что электронные коммуникационные услуги по телефонному номеру по состоянию на 31.05.2024 года предоставлялись на условиях предоплаченной формы обслуживания ЧАО «Киевстар», обособленно (анонимно), без заключения письменного договора или регистрации, в соответствии с «порядком идентификации конечных пользователей услуг», утвержденного Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах электронных коммуникаций, радиочастотного спектра и предоставления услуг почтовой связи от 07.12.2022 года № 235. Определить лицо, в пользовании которого находился телефонный номер, в частности, 31.05.2024 года нет возможности. Согласно данным, предоставленным ответственными структурными подразделениями компании, предоставили информацию о входящих и исходящих телефонных звонках по номеру, зафиксированным коммуникационным оборудованием ЧАО «Киевстар» в период времени с 00:00 по 23:59. Содержимое SMS-сообщений, входящих и исходящих вызовов абонентов не фиксируется оборудованием и не сохраняется.
Суд частично удовлетворил иск женщины. С акционерного общества коммерческий банк «ПриватБанк» в ее пользу взыщут средства в размере 116 077 гривен.
"АО КБ «ПриватБанк» суду не предоставлено доказательств, которые бы подтверждали, что пользовательница своими действиями или бездействием способствовала потере, незаконному использованию ее карточки, ПИНу или другой информации, позволяющей инициировать платежные операции. Кроме того, сразу после выявления факта незаконного списания средств с ее счета, она безотлагательно сообщила об этом ответчику. Относительно ссылок банка на то, что истца перечислила средства на счета, принадлежащие ей самой, то в подтверждение этих доводов ответчиком суду не предоставлено надлежащих и допустимых доказательств и не заявлено ходатайство об их истребовании, а ссылки на эти обстоятельства в отзыве на исковое заявление без подтверждения доказательствами являются необоснованными.
Таким образом, ответчиком не доказано того факта, что истица своими действиями или бездействием способствовала потере или незаконному использованию платежной карты, ПИН-кода или другой информации, позволяющей инициировать платежные операции, так что ответчик, как банковское учреждение, обязан восстановить остаток средств на счете до того состояния, в котором он был перед выполнением этих операций", - подчеркнул суд.