Пенсионные средства начислены и уплачены на счет за период с 01.03.2022 года по 31.12.2023 года находятся на расчетном счете в АО «Ощадбанк»
У мужчины есть открытый счет в Ощадбанке, куда начисляют пенсию. Однако он долго не может забрать средства в размере 118 651 гривны. Об этом говорится в решении Нововоронцовского районного суда Херсонской области, опубликованном 24 ноября 2025 года.
С 16.05.2000 года мужчине назначена пенсия за выслугу лет. 13.05.2013 года им был открыт расчетный счет в АО «Ощадбанк» для выплат по пенсионному обеспечению и была получена соответствующая сберегательная книга, пользуясь которой он получал начисленную пенсию через отделение АО «Ощадбанк». С начала полномасштабного вторжения РФ на территорию Украины и временной оккупации г. Каховка и до декабря 2024 года положенную ему и начисленную пенсию не получал. В декабре 2024 года Пенсионным фондом Украины выплачена в его пользу путем перерасчета на причитающийся ему счет в АО «Акцент-банк» пенсию за период начиная с 01.01.2024 года до 31.12.2024 года и в настоящее время выплаты за последующие периоды осуществляются. Однако не выплаченной осталась пенсия за период с марта 2022 года по 01.01.2024 года.
06.01.2025 года мужчина обратился в Главное управление Пенсионного фонда Украины в Херсонской области с заявлением о выплате (перечислении) средств, в котором просил: сообщить сумму начисленных качества пенсии на его имя средств за период с марта 2022 года до 01.01.2024 года, сообщить качества пенсии средства за период с марта 2022 года по 01.01.2024 года на открытый на его имя счет в акционерном обществе «Акцент-банк». 29.01.2025 года в его адрес поступил ответ АО «Ощадбанк», согласно которому ему рекомендовано обратиться в отделение банка с документами, подтверждающими его личность. 05.03.2025 года АО «Ощадбанк» в дополнение к письму банка от 29.01.2025 года сообщил, что во исполнение статьи 13 Постановления НБУ № 65 банк обязан обеспечивать актуализацию данных о клиенте, а потому для актуализации его данных, как клиента АО «Ощадбанк», он должен подтвердить документ с документом. Следовательно, пенсионные средства начислены и уплачены на счет за период с 01.03.2022 года по 31.12.2023 года находятся на расчетном счете в АО «Ощадбанк». На запросы о размере принадлежащих ему средств на счете и выплате в его пользу этих средств путем перечисления расчетный счет в акционерное общество «Акцент-банк» «Ощадбанк» не реагирует, предлагая обратиться в учреждение банка лично. Учитывая приведенное, просил обязать акционерное общество «Государственный ощадный банк Украины» перечислить на расчетный счет в акционерном обществе «Акцент-банк» причитающиеся ему и зачисленные на его счет в АО «Ощадбанк» пенсионные средства за период с 01.03.2022 года по 31.12.2023 года в размере 150 тысяч гривен.
"23.02.2022 года истцом последний раз выполнена активная расходная операция по лицевому счету на сумму 4 800 гривен при непосредственного обращения клиента. 05.12.2023 года последний раз имела место активная операция зачисления средств на счет в сумме 5 725 гривен. Остаток средств на счете по состоянию на 05.12.2023 года составил 118 651 гривны. Размер остатка средств на счете остается неизменным. Банком после прекращения движения средств продолжает обеспечиваться надежное хранение средств на счете в размере 118 651 гривны, гарантируя безопасность вклада и незыблемость права собственности клиента. В спорном случае существенно то, 23.02.2022 года (за день до временной оккупации города Каховка) клиент лично обращался в отделение, что официально подтверждается записями в сберегательной книге истца. С этого момента уже более 3-х лет клиент не обращался в банк. В приложении к заявлению от 06.01.2025 года, поступившему 15.01.2025 года по почте в АО «Ощадбанк», приложена копия паспорта и копия сберегательной книги. В то же время почтовая отправка, в которой поступило указанное заявление с приложениями, была отправлена 09.01.2025 года от имени постороннего лица, сведения о котором содержатся на конверте как об отправителе. При этом в заявлении от 06.01.2025 года не оговорено и не вложено ни одного подтверждающего документа ни в отношении личности фактического отправителя, ни в отношении его полномочий на инициирование обращений, касающихся имущественных прав другого лица клиента банка. Более того, авторство и принадлежность подписи в заявлении от 06.01.2025 года именно клиенту, проживающему в г. Каховка, не могло быть установлено. В то же время, возможность реализации прав и законных интересов клиентов банка, находящихся на временно неподконтрольной Украине территории, требуют от банка выполнения ряда процедур и полномочий, в том числе предусмотренных Законом о НДП/ФТ в части идентификации и верификации клиентов при осуществлении финансовой операции, и положением НБУ №65 в части обеспечения актуализации данных о клиенте. Таким образом, банк обязан к исполнению обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга по идентификации личности клиента и актуализации данных о нем. Вместе с тем, в АО «Ощадбанк» реализован временный порядок осуществления переводов вкладов, который мог быть и может быть использован истцом для распоряжения средствами по счету. Указанный механизм введен, начиная с 03.03.2022 года, с целью обеспечения обслуживания клиентов АО «Ощадбанк», учитывая военную агрессию РФ против Украины, проведение боевых действий на территории страны, и не возможность обращения в учреждения банка, где открыты счета вкладчиков. Для этого перевод вкладов может оформляться вкладчиками в операционных отделах региональных управлений. Средства могут быть перечислены со счета вкладчика, открытого в любом учреждении банка. Начиная с 03.03.2022 года истец должным образом не обращался в учреждения банка для осуществления перевода средств со счета, что свидетельствует о преждевременности предъявленного им иска, его необоснованности и безосновательности", - заявили в Ощадбанке.
Суд отказал мужчине в удовлетворении иска. Ему было рекомендовано обратиться в Ощадбанк с документами, подтверждающими личность.
"Суд пришел к выводу, что исковые требования являются необоснованными и безосновательными, а потому иск не подлежит удовлетворению с учетом такого. Истцом был открыт расчетный счет в АО «Ощадбанк» для выплат по пенсионному обеспечению, была получена соответствующая сберегательная книжка, пользуясь которой истец получал начисленную пенсию через отделение АО «Ощадбанк». По тем основаниям, что истец перестал получать денежные средства, и, по его мнению, было нарушено ответчиком право собственности на начисленные средства, последний обращался с заявлениями о предоставлении ему информации о сумме начисленных средств, сообщить в каком банке хранятся вышеупомянутые средства и перечислить причитающиеся к выплате в качестве пенсии
средства за период с марта 2022 года по 01.01.2024 года на открытый на его имя счет в акционерном обществе «Акцент-банк», где в ответах АО «Сберегательный ощаднный банк Украины» рекомендовано истцу обратиться в отделение банка с документами, подтверждающими его личность. Однако истцом не предоставлено никаких достоверных, допустимых доказательств нарушения ответчиком его права собственности, поскольку фактически не было совершено надлежащим способом перевода средств со счета, что свидетельствует о преждевременности предъявленного им иска", - подчеркнул суд.