Пресс-конференция Зеленского стала «сюрпризом» для СМИ, но ответы Президента никого не удивили
На пресс-конференции президент Украины Владимир Зеленский заявил, что у него нет собственной площадки для противостояния атакам со стороны пока ещё не олигарха (до момента включения в список Совета национальной безопасности и обороны Украины), но уже самого богатого человека Украины по версии Forbes Рината Ахметова. При этом Офис президента на своё усмотрение отобрал «влиятельные» медиа, представители которых имели право задать вопросы главе государства на пресс-конференции.
Информатор уже писал об избирательной аккредитации на мероприятие и о том, о чём неаккредитованные журналисты не спросят у Зеленского. А теперь попробуем разобраться, действительно ли у президента нет медиа-площадки для противостояния атакам со стороны олигархов, и зачем гарант Конституции Владимир Александрович приглашает журналистов на своё усмотрение.
Стратегия информационно-коммуникационной политики команды Владимира Зеленского становится понятной всем, кто более-менее пристально следит за работой Офиса президента в течение последних двух лет. Похоже, краткая суть информационной стратегии заключается в следующем: разные спикеры, иногда даже вне рамок своих полномочий, комментируют скандальные события в стране, но при этом с разными акцентами, противоречивыми аргументами, и искажёнными фактами. Алексей Арестович, Михаил Подоляк, Сергей Лещенко и другие полуфициальные «рупоры» Зеленского, по всей видимости, стараются максимально запутать общество, дабы «смазать» постоянно путающегося в словах и предложениях Президента. Который, к слову, обещал максимальную открытость.
Очередное подтверждение написанного украинский избиратель мог наблюдать на очередном пресс-марафоне Владимира Зеленского, который объявили менее чем за сутки до начала «общения с прессой». Казалось бы, что таким образом пресс-служба лишает возможности взять участие в пресс-конференции представителей региональных СМИ. Однако очень скоро выяснилось, что Офис Президента вообще решил ограничить количество приглашенных журналистов. При чём, именно приглашенных, так как аккредитацию СМИ подменили «приглашением» конкретных изданий и телеканалов.
Пресс-секретарь Зеленского Сергей Никифоров, поясняя «коммуникационные кульбиты» Офиса Президента, поспешил оправдаться, но, по всей видимости, оговорился по Фрейду.
«Журналисты придут по нашему приглашению. И когда вы увидите список СМИ и имен, сомнений относительно убеждённости не останется», — поспешил сообщить Никифоров на своей странице в Facebook.
Если предположить, что в Офисе Президента действительно существует информационная стратегия, то напрашивается вывод: в офисе решили рассорить журналистское сообщество. В подходе команды Зеленского к работе со СМИ уже можно заметить элементы, присущие авторитарным режимам Путина и Лукашенко.
Те тоже сами определяют журналистов, с которыми работают.
В число «избранных» вошли и «олигархические» СМИ, с которыми якобы борется Владимир Александрович. Среди прочих, на конференции оказались, как минимум, 2 журналиста ТРК «Украина». Или журналисты «Комсомольской правды». Не говоря уже о журналистах «пула Коломойского», которые как никто другой умеют ставить «острые» вопросы Президенту.
Предлагаем подробнее рассмотреть те медиа, которые все же вошли в список избранных. Этот список на своей странице в Facebook опубликовал уже упомянутый нами пресс-секретарь Владимира Зеленского Сергей Никифоров.
Примечательно, что Свобода слова Савика Шустера выходит на ТРК Украина, представители которой также были приглашены на пресс-конференцию отдельно. Да, юридически это разные средства массовой информации. И Савик Шустер вместе со своим продакшеном просто размещается на телеканале Украина (прям как «95 квартал» на «1+1»). Но вряд ли редакционная политика медиа, входящего в холдинг СКМ Рината Ахметов, и продакшена Шустера сильно отличается. Та же история с СТБ и ICTV – это один медиа-холдинг StarLightMedia пока ещё тоже не олигарха Виктора Пинчука. У «УНІАН» и «1+1» тоже один владелец — Игорь Коломойский. В общем, этих людей, или как их без решения СНБО называют украинцы, олигархов Владимир Александрович явно не обидел.
Подробнее о каналах и их владельцах можно почитать в материале Информатора по ссылке.
«Вчера наш продюсер просил пресс-секретаря Владимира Зеленского нас аккредитовать, но тот сказал, что авторитетных изданий много. Мол, ничего не обещаем. Но, как видите, нас сегодня туда не пустили, хотя вопрос накопилось очень много. И, если честно, ситуация очень пугает, потому что мне лично непонятны критерии, по которым отбирали 30 авторитетных СМИ. И почему именно 30? Почему не 40? Не 50? Не 25?», — говорит представительница канала «Белсат» Марина Ступак.
Удивлены и другие журналисты: причем, как те, кто не попал в избранный список, так и те, кто оказался в нем. Судите сами. К примеру, в 2020 году PR-агентство PointeR Agency провело опрос среди журналистов, чтобы выявить те СМИ, которые читают и которым они доверяют больше всего. И в этом коротком списке из 7 медиа есть Hromadske, а в списке Офиса президента — нет.
Также существуют рейтинги телеканалов, онлайн-медиа и ряда других. И они тоже не совпадают со списком от Офиса президента. Собственно, в контексте такой избирательности очень сложно говорить о непредвзятости со стороны того же президента Украины и его окружения.
«У меня было много вопросов, которые касаются именно защиты журналистов. Меня интересует, почему так вяло расследуются дела против журналистов. Почему они разваливаются в судах. Для меня это было основное. И для меня демократия — это всегда выбор был. И это не выбор власти, которая хочет кого-то. Это выбор человека представителей СМИ, кого угодно, кто хочет задать вопрос. И не имеет значения: маленькое или авторитетное, по их мнению, это СМИ», — комментирует Информатору журналистка центр прав человека ZMINA Наталья Адамович.
И к тому же, никто не знает, какое СМИ реально является влиятельным. С рейтингами каналов все очень относительно. Замерами в Украине занимается уважаемая международная компания Nielsen Media Research, но какое количество домохозяйств с телевизорами задействованы в исследовании, непонятно. Корректной информации о посетителях сайтов нет в свободном доступе, ведь по сути это коммерческая тайна. К примеру, Информатор читают 2 миллионов украинцев в месяц, но у этих людей нет возможности задать вопрос президенту через журналистов издания, которому они доверяют.
Начал свою каденцию Зеленский с того, что старался формировать собственную информационную повестку. Было много весёлых «видосиков», много обещаний. Воодушевлённые граждане Украины верили этим сигналам, но за два года скопилось немало вопросов, а односторонний формат общения не добавлял доверия Владимиру Зеленскому, а наоборот вызывал всё нарастающее напряжение.
Приходит время ответов, а Владимир Зеленский продолжает пребывать в иллюзии, будто он находится в «кольце врагов», к которым относит и журналистов. По всей видимости, команда «Квартал 95» не понимает, как проводятся социологические исследования, поэтому считают их манипуляционными. Почему? Каким видит свой рейтинг сам Зеленский? По всей видимости очень высоким, если позволяет себе нагло врать, отвечая на вопрос относительно второго президентского срока. Президент говорит: «общество должно решать идти мне на второй срок или нет». Но общество уже решило, ещё в 2019 году, что Зеленский идет на один срок. За него голосовали именно с этим условием. Ну, ещё и с условием остановить войну, посадить олигархов и многого другого. Невыполненного.
У редакции Информатора немало вопросов к президенту. И вопросы эти касаются не частных интересов, а направления развития страны. Например, ещё в июне 2020 года, в эпоху «турборежима», Президент Украины Владимир Зеленский пообещал принять закон о ратификации Стамбульской конвенции. Это инструмент для усиления борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием в Украине. Среди прочего Стамбульская конвенция квалифицирует как уголовные преступления психологическое, физическое и сексуальное насилие, принудительные аборт, брак и стерилизацию, а также сексуальные домогательства. Но Зеленский видимо «забыл» об обещании. И, видимо, не только об этом. А во избежание излишних напоминаний, предпочел ограничить круг журналистов, превратить пресс-конференцию в выяснение отношений с представителями СМИ, но потом полгода штатные и внештатные спикеры Офиса Президента будут рассказывать об открытости Зеленского.
А Информатор, с 2 миллионами читателей в месяц, как и сотни других интернет-СМИ не смогли даже подать заявку на аккредитацию. Равно как и СМИ из областных центров, в которых Владимир Зеленский во время своих визитов успел дать ряд обещаний, но не выполнил их. И слышать напоминания о своих обещаниях не желает.