Заблокированное украинское зерно. Кто покупает ворованное и как решить этот вопрос?

Как украинское зерно повлияет на мировые цены на хлеб

Заблокированное украинское зерно. Кто покупает ворованное и как решить этот вопрос?

Румыния, Венгрия, Турция и другие страны предлагают свою помощь Украине в вопросе разблокировки поставок нашего зерна. Сначала Турция принялась быть посредником и решить назревающий продовольственный кризис. Затем лидеры Германии, Франции, Италии и Румынии посетили Киев — поддержали наше государство в стремлении победить, а также пытались найти дипломатический путь разблокирования украинского зерна. Теперь Венгрия готова предоставить свои услуги по этому вопросу. 

Информатор выяснил, насколько подорожало зерно в мире и сколько пшеницы нужно Украине.

Сколько зерна нужно Украине

Свыше 75 % внешнего украинского товарооборота осуществлялось морскими путями. Но из-за российского военного присутствия в южном регионе шесть морских портов — Южный, Николаев, Ольвия, Одесса, Черноморск и Белгород-Днестровский — не могут принимать и отправлять грузы. Порты Мариуполя, Бердянска, Скадовска, Херсона вообще закрыты в связи с их временным захватом. 

Как уже писал Информатор, блокирование морских путей чревато экономическим коллапсом сельского хозяйства Украины, которая кормит 400 млн человек по всему миру. Невозможность вывезти пшеницу, ячмень, подсолнечное масло на наши традиционные рынки может обернуться мировым продовольственным кризисом, а проще говоря – голодом для других стран.  

Заблокированное украинское зерно. Кто покупает ворованное и как решить этот вопрос? 1

Эксперты говорят, что за прошлый год Украина собрала 72 млн. тонн зерна. Для того чтобы накормить украинцев, необходимо всего 18 миллионов. Соответственно для экспортного потенциала остается около 53-54 миллионов тонн. 

«Что касается масла, то из производимых 6,5 млн тонн для внутреннего рынка достаточно 450 тысяч тонн. За границу вывозили 92 % от произведенного. Поэтому нам купаться в нем можно», — говорит исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. 

Однако реальные продовольственные проблемы возникли в зависимых от экспорта украинского зерна странах. 

«Наши традиционные рынки – это север Африки, Ближний Восток, Израиль, Северная Азия и Китай. Например, в Египте 35 % внутреннего рынка потребления зерна – украинское. А теперь представьте себе, что на эти рынки ничего не поедет. В мире нет свободных размеров продовольствия. То есть если на этот рынок зерно завозиться не будет, оно из ниоткуда не возьмется. Это приведет к резкому росту цен по всему миру», — говорит исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Экспортный потенциал мира, а это 480 млн. тонн зерна, уже распределен между странами, поэтому выйти на внешний рынок и где-то купить 25-30 или 40 млн. тонн — не получится, потому что его нет. Более того, в некоторых странах зерно уже выросло в цене на 50-70 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А на локальных рынках типа Ирана — на 300 %, что спровоцировало в стране голодные бунты. Такого не было за всю историю наблюдений. Поэтому из-за большого спроса и очень маленького предложения стоимость хлеба может быть «дороже золота».  

Заблокированное украинское зерно. Кто покупает ворованное и как решить этот вопрос? 2

«Все обходные пути через Европу, Польшу, Румынию требуют перезагрузки на зерновозы, а это лишние расходы. Любой дополнительный логистический маршрут ведёт к серьёзному удорожанию  и без того недешевого зерна на рынках», — Олег Пендзин.

Экспорт агропродукции вырос в пять раз

«Укрзалізниця» через западную границу перевозит крайне скудную часть сельскохозяйственной продукции. Даже при эффективном взаимодействии внутренней и внешней логистики объёмы экспортирования зерна поездами можно нарастить лишь до 2,5 млн. тонн в месяц. А это 50 % общего довоенного экспортного объёма: до войны через порты украинские компании переправляли от 5 до 7 млн ​​тонн зерновых.

Кроме этого, возникла еще одна проблема из-за разницы в железнодорожных стандартах: в Украине и странах Балтии путь шире, чем в Польше. Поэтому железные дороги стран уже работают и технические решения будут найдены.

Доставить зерно на традиционные рынки — крайне необходимо, ведь если его не вывезти, то собранный в этом году урожай, негде будет хранить. В Украине нет такого количества элеваторов и хранилищ, чтобы накапливать два годовых запаса. В таком случае последствия ожидаются хуже роста цен на продовольствие и горючее. 

Тем временем россия продолжает опустошать украинские зернохранилища на временно оккупированных территориях, разворовывая сотни тысяч тонн зерна. Соединённые Штаты Америки предупредили африканские страны, а также Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланку и Турцию не покупать у России краденое украинское зерно. 

Но подобные призывы вряд ли остановят африканские страны из-за острой потребности в пище. 

Как предотвратить сбыт награбленной рашистами украинской продукции на законодательном уровне?

Экономический эксперт Игорь Гарбарук говорит, что многие страны отказываются покупать украинское зерно, поскольку боятся санкций.  

Заблокированное украинское зерно. Кто покупает ворованное и как решить этот вопрос? 3

«Однако есть такие, которые не гнушаются ничем и даже не интересуются документами о происхождении этого зерна и спокойно его используют», — отмечает эксперт. 

Олег Пендзин отмечает, что нет такого мирового или европейского международного законодательства, что запрещал бы покупать ворованное. В действительности каждая страна имеет свои нормы этики и морали, есть понятие имиджа компании, имиджа государства. 

«Те страны, которые покупают краденое, теряют его (имидж) и, как следствие, с ними никто не хочет сотрудничать. Бренд стоит дорого. Несмотря на сложные условия, Египет отказался покупать у России зерно, вывезенное из Украины, и оно уехало в Сирию. Причём уехало, как заявил посол Украины в Турции, с помощью турецких компаний. Поэтому дипломат обратился к турецким властям и Интерполу, чтобы расследовать, кто причастен к поставкам зерна, проходящего транзитом через турецкие воды», – отметил Олег Пендзин. 

Но разблокировать украинские порты, чтобы осуществить экспорт продукции и предотвратить мировой голод, говорит Игорь Барбарук, вполне реально.  

«Необходимо ввести суда под эгидой ООН в акваторию Чёрного и Азовского морей и обеспечить безопасный морской конвой для транспортировки украинского зерна и агропродукции в третьи страны», — говорит эксперт. 

Однако необходимо учитывать как угрозу нападения россии, так и минную угрозу. Поэтому нужен конвой кораблей, которые не только защищали бы сухогруз от нападения, но и специальные саперные корабли, которые бы расчищали путь от мин. 

Олег Пендзин отмечает, что недавно поступило экзотическое предложение договориться с беларусью и создать гуманитарный коридор, чтобы им отправлять зерно. 

«Однако таким соседям верить и доверять нельзя. Я думаю, что единственный способ разблокировать порты Чёрного моря – это закончить войну победой Украины. Только так можно решить эту проблему», – подытожил эксперт.

 Раньше Информатор писал, что Боррель пришлет письмо африканским коллегам с разъяснением по поводу продовольственного кризиса

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

 

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube