Выход на пенсию в 40 лет и 200 тыс. грн ежемесячно: льготы впечатляют!

В Украине насчитывается 145,2 тыс. мужчин призывного возраста, до 60 лет, не работающих, не имеющих инвалидности и не служащих в армии

Генеральная прокуратура Фото: Getty Images
Генеральная прокуратура Фото: Getty Images

Минимальный размер пенсии составляет 2310 грн в месяц, а почти 400 тыс. грн. украинских пенсионеров получают до 3 тыс. грн, свидетельствуют данные Пенсионного фонда. Это при том, что пенсионер-рекордсмен получает 390 тысяч. грн – в 160 раз больше минимальной и в 16 раз – максимально разрешенной законодательством. Такая несправедливость порождает уныние в пенсионной системе и нежелание граждан быть ее частью: работать официально и вносить вклады в социальные фонды. Как следствие, государство ежегодно недополучает до 230 млрд грн налогов из-за того, что значительная часть украинцев работает в тени. Власти наконец-то обратили на это внимание и решили пересмотреть некоторые специальные пенсионные режимы. Первыми на этом пути стали привилегии для прокуроров, скандал о злоупотреблении с пенсиями по инвалидности которых до сих пор на устах. 

Прокурорская пенсия

По данным Министерства социальной политики, самая высокая пенсия прокурора в Украине в 2024 году составила 251 тыс. грн в месяц. В начале 2025 года государство ввело специальные коэффициенты для сверхбольших выплат, после чего размер самых высоких прокурорских пенсий уменьшился до "лишь" 51,5 тыс. грн. Самая высокая пенсия в целом по стране – 390,2 тыс. грн, ее получает бывший судья. Формально эта выплата не пенсия, а пожизненное денежное содержание судьи, однако фактически этот вид выплат является аналогом пенсии.

Как такие высокие пенсии могут существовать в стране, где размер выплаты 3,7 млн. человек не дотягивает даже до 4 тыс. грн? Ответ – в специальных условиях ухода на пенсию, которые государство гарантировало отдельным группам лиц в отраслевых законах. Да, закон "О прокуратуре" предоставляет работникам этого органа ряд существенных льгот.

Во-первых – льготный возраст выхода на пенсию. Прокуроры имеют право на пенсию после получения 25 лет трудового стажа (из которых 15 лет – на должностях в прокуратуре). Для обычных украинцев право на пенсию наступает при наличии 35 лет трудового стажа и не ранее 60 лет (в некоторых случаях – в 63 или 65 лет). Эта льгота позволяет прокурорам получать пенсию в относительно раннем возрасте. По данным Минсоцполитики, средний возраст ухода прокуроров на пенсию составляет 47 лет. При этом в Украине есть шесть прокуроров, получающих пенсию за выслугу лет и которым еще не исполнилось 40 лет.

Обычно такие молодые пенсионеры продолжают работать в органах прокуратуры и вместе с пенсией получают зарплату. В настоящее время насчитывается 5739 прокуроров, получающих пенсию за выслугу лет. Из них почти половина – 2262 – работают. Из них 1150-м не исполнилось 50 лет, еще 815 человек от 50 до 60 лет.

Во-вторых, размер пенсии прокурора закреплен на уровне 60% его зарплаты. В то же время , на прокуроров распространяется общее для всех ограничение максимального размера пенсии: десять прожиточных минимумов (сейчас 23 100 грн). Прокуроры обходят эту норму и через суды добиваются выплат на сотни тысяч гривен. Для других категорий граждан размер пенсий рассчитывается по формуле и зависит от средней зарплаты во всех местах работы и количества лет трудового стажа. Размер обыкновенной солидарной пенсии составляет 30-40% от зарплаты человека.

В-третьих – льготные условия пересмотра размера пенсии. Выплата для прокуроров не только составляет 60% от их среднего заработка за последние два года, но и привязана к зарплате прокурора, работающей ранее занимаемой пенсионером пенсионером.

Кроме того, пенсионеры-прокуроры имеют право на ежегодную индексацию, которую проводят для выплат всех пенсионеров.

Прокуроры через суд отменяют ограничение максимального размера пенсии (десять прожиточных минимумов) и просят назначить им пенсию по утратившему силу законодательству. По данным Минсоцполитики, в Украине есть 1200 таких прокуроров-пенсионеров. Средний размер выплат составляет 50 600 грн в месяц.

В правительстве считают льготные условия выхода на пенсию прокуроров чрезмерными

"Мы проанализировали международный опыт специальных пенсионных режимов и обнаружили, что такие льготы государства предоставляют лицам, которые во время выполнения своей работы рискуют жизнью: пожарным, полицейским и военнослужащим. Кроме того, ни в одной стране Европы нет такого, чтобы пенсионные льготы касались как формулы расчета выплаты, так и возраста, когда лицо может". министра социальной политики Дарья Марчак.

На днях Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, пересматривающий пенсионные привилегии прокуроров. Дальнейшее рассмотрение документа столкнулось с сопротивлением работников прокуратуры, других спецпенсионеров и некоторых депутатов.

Как предлагают сменить пенсии прокуроров

После скандала с пенсиями по инвалидности хмельницких прокуроров состоялось заседание СНБО, по итогам которого решили пересмотреть механизм начислений пенсий должностным лицам госорганов .

  • запрет прокурорам получать пенсию за выслугу лет и одновременно продолжать работу;
  • постепенное повышение возраста ухода на пенсию до 65 лет (для лиц, родившихся после 1985 года);
  • сохранение только одного способа повышения пенсионной выплаты – в пределах общей индексации пенсий (запрет перечислять пенсию всякий раз, когда меняется оклад работников прокуратуры).

При этом специальную формулу расчета размера пенсии законопроект не изменяет: прокуроры по-прежнему будут получать 60% от своей зарплаты. Однако такой компромисс не устраивает представителей прокуратуры.

В Офисе генерального прокурора (ОГП) заявили, что не поддерживают предложенные изменения. Об этом офис сообщил парламентскому комитету по вопросам социальной политики во время подготовки законопроекта ко второму чтению. В ОГП считают, что документ сужает гарантии социальной защиты прокуроров и нарушает "принцип юридической определенности". Мол, когда люди идут работать в прокуратуру, то делают это, в частности, потому, что ожидают льгот по выходу на пенсию. Парламент же эти льготы упраздняет, чем нарушает права прокуроров. Эту позицию поддерживают депутаты из правоохранительного комитета Верховной Рады.

"Нельзя сказать, что молодой сотрудник приходит в прокуратуру и он не сформировал своего взгляда (ожиданий по поводу будущей пенсии). Чего же он тогда туда пришел? Нельзя менять условия (работы) без согласования сторон", – заявил заместитель председателя правоохранительного комитета Григорий Мамко. 

 

"Прокурор имеет право на те условия пенсионного обеспечения, на которые он соглашался при принятии на работу. Если инициатива будет принята в этом виде, это повлечет иски в суд, в частности Конституционный. Он примет решение в пользу прокуроров", - уверен представитель ОГП Антон Войтенко.

Конституционный суд не раз становился на сторону пенсионеров по делам, касающимся спецпенсионеров. Часто такие решения суда приводили к правовой неопределенности и "лавине" судебных решений о перерасчете пенсий. Обычно, во время слушаний о законности пересмотра пенсионных норм Конституционный суд не учитывает мнения авторов таких инициатив – представителей правительства и народных депутатов, говорит председатель социального комитета Верховной Рады Галина Третьякова.

"Почему Конституционный суд придумал формулировку "легитимные ожидания" и применяет его только к прокурорам? Почему не применяет к женщинам, которым с 2011 года повысили пенсионный возраст, чтобы снова этот возраст снизить? Может, потому, что женщины понимают, что в стране стало меньше детей и мы не можем увеличивать на них нагрузку, чтобы"? – спрашивает она.

Прокуроры убеждены, что пересмотр их пенсионных прав приведет к кадровому кризису в "органах".

"Представители ОГП сообщали о рисках внедрения новых подходов в пенсионном обеспечении прокуроров для системы органов прокуратуры в целом: отток профессиональных кадров, что недопустимо в условиях военного положения, возмещение по решениям судов о возобновлении нарушенных пенсионных прав и т.д.", - добавили в Офисе генпрокурора в ответ на запрос.

Кроме того, противники пересмотра пенсионных льгот прокуроров считают, что несправедливо первыми лишать таких льгот именно эту категорию спецпенсионеров, оставляя привилегии и льготы для правоохранителей.

"Правоохранительная система построена таким образом, что вся нагрузка от Нацполиции, ДБР и СБУ контролируется в форме процессуального руководства прокурором. Как так, что для органов, у которых меньшая нагрузка, мы ничего не меняем, а прокуроров уже ограничиваем?" – риторически спрашивал Мамка.

По его словам, если государство уже начало пересматривать специальные пенсионные режимы, то это должно делать для всех: и прокуроров, и правоохранителей, и судей. Возможно, не осознавая этого депутат раскрыл планы чиновников. Как сообщили ЭП в Минсоцполитике и социальном комитете, там планируется пересмотреть большинство специальных пенсионных режимов и ограничить уровень льгот.

"Любой работодатель, в том числе государственный орган, имеет право предлагать дополнительное пенсионное обеспечение для сотрудников, но правила такого обеспечения должны быть прозрачны и справедливы. Как свидетельствует международная практика, такие расширенные права должны быть обеспечены дополнительными взносами. предложить новые условия для всех работодателей, не только для прокуратуры», – отмечает Марчак.

Начало пути

Пенсионная система Украины несправедлива не только потому, что в одних пенсиях едва достигают 4 тыс. грн, а у других превышают 200 тыс. грн. грн. Ключевая несправедливость состоит в том, что сверхбольшие пенсионные выплаты спецпенсионерам финансируются взносами и претендующих на малые пенсии.

"В течение трудовой деятельности человек, который выходит на пенсию по общему законодательству, в среднем уплачивает взносов в Пенсионный фонд на полмиллиона гривен больше, чем потом получает в виде пенсии. Для спецпенсионеров этот "баланс" отрицательный. Например, сотрудники специальных органов или прокуратуры в среднем вносят взносов на 3,1-3,8 миллиона" объясняет Марчак.

В текущем виде пенсионная система предполагает, что большинство граждан, которые в итоге будут претендовать на мизерные пенсии, субсидируют сверхбольшие выплаты меньшинству "избранных" специальных пенсионеров, которые вносят наименьший вклад в общую систему и имеют льготы по возрасту выхода на отдых.

Раньше эта система работала несколько иначе. Финансирование выплаты специальных пенсий происходило не из Пенсионного фонда, а за средства министерств и ведомств, работникам которых государство и обещало такие спецпенсии. Например, выплаты прокурорам осуществлялись из бюджета Генеральной прокуратуры (сейчас – ОГП), бывшим военнослужащим – из бюджета Минобороны.

"Когда пенсионное обеспечение забрали из бюджетов ведомств, они перестали чувствовать их величину и последствия от привязки размера пенсии к денежному обеспечению тех, кто продолжает работать. Возникла ситуация, когда размер пенсии стал превышать размер зарплаты, которую человек получал, пока работал. То есть коэффициент замещения спецпенсионеров превысил 100 30-40%", – говорит Третьякова.

Чиновники и депутаты хотят вернуть специальное пенсионное обеспечение в сферу ответственности и финансирование ведомств, которые эти льготы предоставляют. Первыми на этом пути стали прокуроры – прежде всего из-за решений СНБО. Однако это лишь одна из самых многочисленных категорий спецпенсионеров, нормировать выплаты которым будет относительно просто. Гораздо более сложным вызовом станет нормирование специальных пенсионных режимов для бывших военнослужащих и правоохранителей (Национальная полиция, ДБР, НАБУ, БЭБ и другие).

Действующее законодательство о спецпенсиях военным и силовикам принималось до войны. Оно предусматривает льготы в виде специальной формулы расчета выплаты (размер пенсии составляет до 70% от текущего денежного довольствия лиц, продолжающих служить на аналогичной должности) и в виде раннего выхода на отдых. Закон разрешает кадровым военным и работникам силовых ведомств выходить на пенсию в 45 лет и раньше, имея 25 лет выслуги.

По данным Минсоцполитики, в Украине насчитывается 635,8 тыс. бывших военных и силовиков, получающих пенсию за выслугу лет. Средний возраст выхода – 51 год. Среди таких спецпенсионеров около 145,2 тыс. мужчины призывного возраста (до 60 лет), которые не работают, не имеют инвалидности и не служат в армии.

Закон о пенсиях военных и правоохранителей писался задолго до войны, поэтому он предусматривает предоставление льготы по профессиональному признаку, а не по факту участия или неучастия в боях. В результате он не предусматривает никаких льгот для мобилизованных украинцев, которые, как и кадровые военные, защищают государство.

Единственная льгота, на которую может претендовать мобилизованный, - пятилетняя "скидка" по возрасту выхода на пенсию. Ее получают участники боевых действий (УБД).

В правительстве считают, что именно статус УБД должен давать право на пенсионную льготу, и планируют инициировать соответствующий пересмотр законодательства. Подобные изменения могут вызвать еще большее сопротивление не только правоохранителей и бывших военных, но и общества, для которого пенсии военных являются социально чувствительной темой.

Следите за нами в Telegram

Image
Оперативные новости и разборы: Украина, война, мир

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Україна на часі Youtube