В Главном юридическом управлении в крайне сжатые сроки осуществлена юридическая экспертиза подготовленного ко второму чтению Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики одноименного законопроекта и, по результатам экспертизы, отмечаем о том, что его отдельные положения не соответствуют Конституции, не согласуются с законами Украины и не учитывают правовую позицию Конституционного Суда Украины, - говорится в заключении юристов
Верховная Рада 9 октября начала рассмотрение законопроекта № 11416д о историческом увеличении налогов. Об этом сообщил народный депутат Ярослав Железняк. Тем временем стало известно, что Главное юридическое управление Верховной Рады проанализировало законопроект № 11416-д и пришло к выводу, что его отдельные нормы не соответствуют Конституции Украины. Об этом говорится в заключении управления по представленному ко второму чтению тексту.
“Традиционно, сейчас 1300+ правок до ночи и завтра утром хотят голосовать в целом”, - отметил Ярослав Железняк.
Напомним, что ранее именно Ярослав Железняк призывал украинских предпринимателей публично критиковать налоговый законопроект с целью предотвратить его принятие.
"В Главном юридическом управлении в крайне сжатые сроки была проведена юридическая экспертиза подготовленного ко второму чтению Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики одноименного законопроекта и, по результатам экспертизы, указываем на то, что его отдельные положения не соответствуют Конституции, не согласуются с законами Украины и не учитывают правовую позицию Конституционного Суда Украины", – говорится в заключении юристов.
"Предсказуемость означает, что закон должен быть, по возможности, провозглашен заранее – до его применения, и должен быть предсказуемым в отношении его последствий: он должен быть сформулирован с достаточной степенью четкости, чтобы лицо имело возможность направить свое поведение", – указывает Главное юридическое управление Рады, ссылаясь на выводы Конституционного суда.
Также юристы парламента раскритиковали ретроактивное введение некоторых изменений в налоговое законодательство, в частности повышение ставки военного сбора с 1,5% до 5%, которое, в случае одобрения законопроекта в действующей редакции, будет применяться с 1 октября 2024 года. Такая норма не соответствует статье 58 Конституции, которая утверждает, что законы не имеют обратной силы, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.
Кроме того, юристы указывают, что законопроект № 11416-д вводит повышенную ставку военного сбора для всех физических лиц, хотя в Налоговом кодексе предусмотрены исключения относительно начисления военного сбора с доходов лиц, участвующих в боевых действиях с агрессором.
Еще одна норма, которую раскритиковало Главное юридическое управление, – изменения в расчете минимального налогового обязательства (МПО) для владельцев сельскохозяйственных земель. Законопроект предлагает установить минимальный размер этого обязательства на уровне 700 грн с гектара, а для земельных участков, в площади которых доля пашни составляет не менее 50% – 1400 грн с гектара. По мнению юристов, такие изменения делают невозможным надлежащий расчет МПО.
В заключение, законопроект № 11416-д содержит поручение Кабинету министров внести изменения в методику нормативной денежной оценки земель, учитывая влияние изменений климата на уменьшение доходов с сельскохозяйственных земель. В то же время эта норма не соответствует статье 6 Конституции Украины, согласно которой власть в Украине делится на законодательную, исполнительную и судебную.
Все собранные налоги в государственном бюджете направляются на сектор безопасности и обороны. Однако даже их не хватает, поэтому остаток покрывается из других источников, в том числе неналоговых доходов и внутренних заимствований. Несмотря на то, что собранных налогов не хватает для финансирования всех потребностей безопасности и обороны с начала полномасштабного вторжения, ставки налогов не повышались - ни НДС, ни на прибыль, ни НДФЛ, ни военный сбор. Напротив - в 2022 году был введен ряд льгот, чтобы поддержать граждан и бизнес и дать им время адаптироваться к новым условиям. Об этом 7 октября заявили в Министерстве финансов.
В результате в Украине в 2023 году налоговые поступления в сводный бюджет вместе с ЕСВ составили 32,4% от ВВП, что ниже даже уровня довоенного 2013 года (37%) и 2021 года (33,1%). Для сравнения, средний уровень собранных налогов к ВВП в странах ОЭСР в 2022 году - 34%. По данным ОЭСР в Польше этот показатель составил в 2022 году 35,2%, в Словакии - 34,8%, в Венгрии - 33,2%.
“Растущие потребности сектора безопасности и обороны, на которые направляются все внутренние ресурсы, требуют принятия соответствующих мер. Именно поэтому важно обеспечить принятие изменений в Налоговый кодекс во втором чтении, чтобы иметь ресурсы для финансирования Вооруженных Сил как до конца 2024 года, так и в 2025 году”, - говорится в сообщении.
Комитет ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, который возглавляет Данило Гетманцев, поддержал ко второму чтению в парламенте законопроект о значительном увеличении налогов №11416-д. Кроме того, депутаты обсуждали вопрос экономического бронирования. Об этом 4 октября сообщил Данило Гетманцев.
В налоговом законопроекте предусмотрели:
1) повышение военного сбора на период до 31 декабря года, в котором будет прекращено военное положение, а именно:
2) установление ставки налога на прибыль для банков за 2024 год в размере 50%;
3) установление ставки налога на прибыль для небанковских финансовых учреждений (кроме страховщиков) на уровне 25% с 1 января 2025 года;
4) усовершенствование предложенной модели определения размера авансовых взносов по налогу на прибыль предприятий для АЗС;
5) изменение налогового периода с квартального на месячный для подачи отчетности о выплаченных доходах в пользу физических лиц (для экономического бронирования) с 1 января 2025 года;
6) привязка к евро ставки авансового взноса для пунктов обмена валюты;
7) продление до конца военного положения льготы по полученной благотворительной помощи из бюджетов других государств;
8) изменения по ренте в части ПСО и щебня;
9) освобождение от налогообложения доходов, полученных в пределах "Сделано в Украине";
10) изменения по минимальным розничным ценам для вина;
11) изменения по минимальному налоговому обязательству;
12) поручение Кабмину разработать законопроект о зачислении военного сбора в спецфонд Госбюджета.
Как прогнозировал народный депутат Ярослав Железняк 2 октября, рассмотрение законопроекта в парламенте будет на следующей неделе, подпишут его уже во второй половине октября, но часть норм вступит задним числом, с 1 октября. Так что, если законопроект примут, украинцы получат меньшую зарплату за октябрь, чем ожидали.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.