Минфин рассказал, сколько денег нужно Украине, чтобы прожить без внешней помощи
Все собранные налоги в госбюджете направляются в сектор безопасности и обороны. Однако даже их не хватает, поэтому остаток покрывается из других источников, в том числе неналоговых доходов и заимствований. Несмотря на то, что собранных налогов не хватает, чтобы профинансировать все потребности безопасности и обороны с начала полномасштабного вторжения, ставки налогов не росли - ни НДС, ни на прибыль, ни НДФЛ, ни военный сбор. Напротив – в 2022 году был введен ряд льгот, чтобы поддержать граждан и бизнес и дать время им приспособиться к новым условиям. Об этом заявили 7 октября в Министерстве финансов.
Как следствие, в Украине в 2023 году налоговые поступления в сводный бюджет вместе с ЕСВ составили 32,4% от ВВП, что ниже даже уровня довоенного 2013 года (37%) и 2021 года (33,1%). Для сравнения средний уровень собранных налогов в ВВП в странах ОЭСР в 2022 году – 34%. По данным ОЭСР в Польше этот показатель составил в 2022 году 35,2%, Словакии – 34,8%, Венгрии – 33,2%.
"Растущие потребности сектора безопасности и обороны, на которые направляются все внутренние ресурсы, требуют принятия соответствующих мер. Поэтому важно обеспечить принятие изменений в Налоговый кодекс во втором чтении, чтобы иметь ресурсы для финансирования Вооруженных Сил как до конца 2024 года, так и в 2025 году", — говорится в сообщении.
Учредитель Ajax Systems и член Совета по вопросам поддержки предпринимательства в условиях военного положения при президенте ("Совет семи") Александр Конотопский вечером 4 октября раскритиковал правительственный законопроект №11416 д о повышении налоговых ставок.
Александр Конотопский назвал следующие претензии бизнеса к авторам законопроекта:
По состоянию на 7 октября этот пост имел более 5,6 тыс. лайков, 335 комментариев и более 3 тысяч распространений. Его горячо поддержали такие известные люди, как:
Сотни предпринимателей, экономистов, блогеров горячо поддержали это мнение, но больше всего нас поразила позиция заместителя налогового комитета ВР Ярослава Железняка.
“Не скажу что прям со всем согласен, но в целом нарратив очень правильный. Смотрит, в чем сейчас проблема: что законопроект о налогах в таком виде плохо понимают почти все. Даже среди властей многие согласны, что можно сделать значительно более нормальный текст и получить даже больше денег в бюджет. Но проблема в ОП. Туда наши "экономические гении" донесли мнение, что "все хорошо", "с бизнесом разрулили", "все довольны". И будут это говорить до последнего – иначе сами будут виноваты перед Президентом). Короче, где-то на уровне 4-го этажа дома на Банковой все прибывают в иллюзии, что подход к повышению налогов идеален и вот критика только от политиков звучит. Но Саша таким постом очень помогает, мягко говоря, донести, что кто-то лжет о «все хорошо». И потому, уважаемый бизнес, сейчас мяч на вашем поле: чем больше будет публичных заявлений с конкретными альтернативами – тем больше шанс еще изменить позицию «высшего политического руководства» (как бы тупо это ни звучало). Где-то до конца понедельника есть время”, — написал народный депутат Ярослав Железняк.
Комитет ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, возглавляемый Данилой Гетманцев, поддержал ко второму чтению в парламенте законопроект о значительном увеличении налогов №11416-д. Кроме того, нардепы обсуждали вопросы экономического бронирования. Об этом 4 октября сообщил Даниил Гетманцев.
В налоговом законопроекте предусмотрели:
1) повышение военного сбора на период до 31 декабря года, в котором будет прекращено военное положение, а именно:
2) установление ставки налога на прибыль для банков за 2024 год в размере 50%;
3) установление ставки налога на прибыль для небанковских финансовых учреждений (кроме страховщиков) на уровне 25% с 1 января 2025;
4) усовершенствование предложенной модели определения размера авансовых взносов по налогу на прибыль предприятий для АЗС;
5) изменение налогового периода с квартального на месячный для представления отчетности о выплаченных доходах в пользу физических лиц (для экономического бронирования) с 1 января 2025;
6) привязка к евро ставки авансового взноса для пунктов обмена валюты;
7) продление до конца военного положения льготы по полученной благотворительной помощи из бюджетов других государств;
8) изменения по ренте в части ПСО и щебня;
9) освобождение от налогообложения доходов, полученных в пределах "Сделано в Украине";
10) изменения минимальных розничных цен для вина;
11) изменения в отношении минимального налогового обязательства;
12) поручение Кабмина разработать законопроект о причислении военного сбора в спецфонд Госбюджета.
Как прогнозировал народный депутат Ярослав Железняк 2 октября, рассмотрение законопроекта у парламентов будет на следующей неделе, подпишут его уже во второй половине октября, но часть норм вступит задним числом с 1 октября. Итак, если законопроект примут, украинцы получат меньшую зарплату за октябрь, чем ожидали.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.