«По моей оценке, я не думаю, что мы добьемся здесь прорыва, пока президент [ред. - Трамп] и президент Путин не будут взаимодействовать напрямую по этому вопросу.»
Трек «Боляче» - о тех отношениях, которые давно должны были бы остаться в прошлом, но упорно не уходят из головы. О людях, которые уже вроде отпустили, но ловят себя на мысли, что до сих пор болит. Для тех, кто смеется на встречах, но мысленно все равно ищет ее глаза. Кто делает вид, что забыл, - но помнит.
Поинтересовались, что думают специалисты по сотрудничеству с Турцией.
Такая инициатива станет результатом ратификации соглашения Украины с Турцией в сфере высоких технологий. Эксперты считают это логичным, ведь у БПЛА уже есть украинские двигатели. Можно ли считать это успехом нашей дипломатии?
Информатор спросил мнения у специалистов о сотрудничестве с Турцией. И обнаружил подводные камни.
Он появился на сайте Верховной Рады 20 июля и предусматривает ратификацию Соглашения, совершённое 3 февраля 2022 года. Инициатором выступает Премьер-министр Денис Шмигаль. Судя по тексту, сумма инвестиций в строительство завода будет составлять 95,5 млн. грн. (без стоимости земли, приобретённой для этого). Инвестировать в Центр для модернизации, ремонта и модернизации беспилотных летательных аппаратов планируют в течение 10 лет, хотя к первому выпуску продукции готовятся в 2025 году.
Политолог Алексей Буряченко одобряет соглашение и считает, что военная техника – это всегда экономически выгодно для любой страны, ведь военное производство предполагает создание рабочих мест (соответственно и налогов) и усиление украинской армии. Такой же точки зрения придерживается и Директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос. Он считает, что производство обеспечит технологический прорыв в данной области. А это приведёт к развитию и стабильности в сотрудничестве с Турцией, что очень важно для нас.
Действительно, в проекте закона прописано создание рабочих мест: за первые 5 лет – 355 мест, а к 2032 году – 370 мест. Размер средней зарплаты обещают в 5 раз выше минимальной месячной зарплаты в Украине для технического персонала, и в 10 раз выше – для инженеров и руководителей.
Ведь восточная страна может потерять своего ключевого покупателя, кем сейчас является Украина. Эксперты уверены – производство байракторов на нашей территории экономически выгодно обоим партнёрам.
«Покупателя в лице Украины не теряем потому, что корпоративные права частично (думаю, не менее 50 %) будут принадлежать Турции, а точнее Байраку, совладельцу заводов. А доступ к двигателям будет упрощён потому, что эти двигатели двойного назначения. Если этот товар передвигается между двумя государствами, там есть целый механизм международного контроля. А разместив завод на территории Украины, они лишаются контроля на агрегат. Так, как они совладельцы, то это упрощенный вывоз в Турцию», — сообщил экономический эксперт Михаил Крапивко.
По мнению Алексея Буряченко, количество заказов на байрактары пошло на месяцы вперед, так что удовлетворить запрос — ключевая задача. А если посмотреть на ситуацию с политической точки зрения, специалист отметил, что Турция будет придерживаться экономически выгодных для себя принципов и в то же время будет пытаться быть максимально нейтральной стороной, чтобы обеспечить себе люфт переговорщика. Эксперт уверен – она играет в игру не только на стороне Украины, но и всего западного мира.
«Мы прекрасно понимаем, что Турция косвенно выигрывает от того, что ослабляется Россия, что уменьшается её влияние на Ближнем Востоке и Средней Азии. А эти позиции, соответственно, может усиливать Турция. В том числе, она призывает приезжать российских олигархов. Поэтому в контексте экономического кризиса, который сейчас есть в Турции, и накануне выборов в стране экономическая стабилизация за счёт этих процессов, — а соответственно и политическая стабилизация тоже, — для Турции чрезвычайно важна», – говорит политолог.
Игорь Семиволос напомнил, что намерения сотрудничать появились ещё до войны и рассматривались в контексте свободной торговли. Эта история не имела привязки к посредничеству в войне, а сейчас просто получила своё продолжение. По словам специалиста, у беспилотников есть украинские двигатели, поэтому мы уже вовлечены в процессы. Он рассказал, что когда производство только начиналось, планировалось установить канадские двигатели. Однако из-за наложенных санкций Турция обратилась в Украину. И Украина помогла ей решить эту проблему.
Проект был предложен украинскими конструкторскими бюро ещё до начала полномасштабного вторжения. Об этом рассказал Михаил Крапивко. Он сказал, что характеристики «Сокол-300» от КБ «Луч» были даже лучше «Байрактара». А КБ «Южный» предлагал разработку боеприпасов.
«То есть было бы эффективнее дать денег тому же КБ «Луч» на их «Сокол» на их разработку, и не нужно было бы строить заводы».
Хотя спикер не упраздняет важность рабочих мест, всё же отмечает, что их можно было бы создать и на наших предприятиях. В таком случае был бы чисто украинский продукт. Теперь вопрос, каким будет менеджмент и собственность завода, остается открытым. Поэтому, по словам Крапивко, по сравнению с альтернативами, большой выгоды для украинцев нет.
София Елагина