Поинтересовались, что думают специалисты по сотрудничеству с Турцией.
Такая инициатива станет результатом ратификации соглашения Украины с Турцией в сфере высоких технологий. Эксперты считают это логичным, ведь у БПЛА уже есть украинские двигатели. Можно ли считать это успехом нашей дипломатии?
Информатор спросил мнения у специалистов о сотрудничестве с Турцией. И обнаружил подводные камни.
Он появился на сайте Верховной Рады 20 июля и предусматривает ратификацию Соглашения, совершённое 3 февраля 2022 года. Инициатором выступает Премьер-министр Денис Шмигаль. Судя по тексту, сумма инвестиций в строительство завода будет составлять 95,5 млн. грн. (без стоимости земли, приобретённой для этого). Инвестировать в Центр для модернизации, ремонта и модернизации беспилотных летательных аппаратов планируют в течение 10 лет, хотя к первому выпуску продукции готовятся в 2025 году.
Политолог Алексей Буряченко одобряет соглашение и считает, что военная техника – это всегда экономически выгодно для любой страны, ведь военное производство предполагает создание рабочих мест (соответственно и налогов) и усиление украинской армии. Такой же точки зрения придерживается и Директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос. Он считает, что производство обеспечит технологический прорыв в данной области. А это приведёт к развитию и стабильности в сотрудничестве с Турцией, что очень важно для нас.
Действительно, в проекте закона прописано создание рабочих мест: за первые 5 лет – 355 мест, а к 2032 году – 370 мест. Размер средней зарплаты обещают в 5 раз выше минимальной месячной зарплаты в Украине для технического персонала, и в 10 раз выше – для инженеров и руководителей.
Ведь восточная страна может потерять своего ключевого покупателя, кем сейчас является Украина. Эксперты уверены – производство байракторов на нашей территории экономически выгодно обоим партнёрам.
«Покупателя в лице Украины не теряем потому, что корпоративные права частично (думаю, не менее 50 %) будут принадлежать Турции, а точнее Байраку, совладельцу заводов. А доступ к двигателям будет упрощён потому, что эти двигатели двойного назначения. Если этот товар передвигается между двумя государствами, там есть целый механизм международного контроля. А разместив завод на территории Украины, они лишаются контроля на агрегат. Так, как они совладельцы, то это упрощенный вывоз в Турцию», — сообщил экономический эксперт Михаил Крапивко.
По мнению Алексея Буряченко, количество заказов на байрактары пошло на месяцы вперед, так что удовлетворить запрос — ключевая задача. А если посмотреть на ситуацию с политической точки зрения, специалист отметил, что Турция будет придерживаться экономически выгодных для себя принципов и в то же время будет пытаться быть максимально нейтральной стороной, чтобы обеспечить себе люфт переговорщика. Эксперт уверен – она играет в игру не только на стороне Украины, но и всего западного мира.
«Мы прекрасно понимаем, что Турция косвенно выигрывает от того, что ослабляется Россия, что уменьшается её влияние на Ближнем Востоке и Средней Азии. А эти позиции, соответственно, может усиливать Турция. В том числе, она призывает приезжать российских олигархов. Поэтому в контексте экономического кризиса, который сейчас есть в Турции, и накануне выборов в стране экономическая стабилизация за счёт этих процессов, — а соответственно и политическая стабилизация тоже, — для Турции чрезвычайно важна», – говорит политолог.
Игорь Семиволос напомнил, что намерения сотрудничать появились ещё до войны и рассматривались в контексте свободной торговли. Эта история не имела привязки к посредничеству в войне, а сейчас просто получила своё продолжение. По словам специалиста, у беспилотников есть украинские двигатели, поэтому мы уже вовлечены в процессы. Он рассказал, что когда производство только начиналось, планировалось установить канадские двигатели. Однако из-за наложенных санкций Турция обратилась в Украину. И Украина помогла ей решить эту проблему.
Проект был предложен украинскими конструкторскими бюро ещё до начала полномасштабного вторжения. Об этом рассказал Михаил Крапивко. Он сказал, что характеристики «Сокол-300» от КБ «Луч» были даже лучше «Байрактара». А КБ «Южный» предлагал разработку боеприпасов.
«То есть было бы эффективнее дать денег тому же КБ «Луч» на их «Сокол» на их разработку, и не нужно было бы строить заводы».
Хотя спикер не упраздняет важность рабочих мест, всё же отмечает, что их можно было бы создать и на наших предприятиях. В таком случае был бы чисто украинский продукт. Теперь вопрос, каким будет менеджмент и собственность завода, остается открытым. Поэтому, по словам Крапивко, по сравнению с альтернативами, большой выгоды для украинцев нет.
София Елагина