UA

В Украине могут принять законы о двойном гражданстве: что изменится

Читати українською

Рассказываем о законопроекте и какие изменения он предусматривает.

Читати українською
В Украине могут принять законы о двойном гражданстве: что изменится

Рассказываем о законопроекте и какие изменения он предусматривает.

На ближайшей сессии народные депутаты могут рассмотреть законопроекты № 6368-д и № 6369-д. Эти документы должны нормировать наличие у людей двойного и множественного гражданства. Также этими документами расширят перечень оснований потери гражданства Украины и введут ограничения для украинцев, получивших российский паспорт. Что предлагается депутатами Верховной Рады, расскажет Информатор.

Законопроектом № 6368-д («О внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины» по основаниям и порядку приобретения и прекращения гражданства Украины») предусматривается, что основаниями для утраты гражданства Украины станут:

  • добровольное обретение гражданином Украины гражданства государства-агрессора или оккупанта (российской федерации (ныне) или гражданства (подданства) государства, которое не определено Кабмином как таковое), граждане/подданные которого приобретают гражданство Украины в упрощённом порядке;
  • выявление фактов прохождения военной службы гражданина Украины по контракту в государстве-агрессоре (оккупанте);
  • участие в вооружённой агрессии против Украины в составе вооруженных сил государства-агрессора (оккупанта) или государства, находящегося в состоянии вооружённого конфликта с Украиной или способствующего совершению агрессии против Украины;
  • осуждение в Украине за преступление против основ нацбезопасности Украины, мира, безопасности человечества и правопорядка, за совершение и призывы к теракту, создание/управление террористической группы и финансирование терроризма;
  • осуждение в Украине за создание преступной организации, руководство ею, распространение преступного влияния, содействие участникам преступных организаций.

При этом ребёнок, который по рождению получил 2 гражданства, не является тем, кто добровольно приобрел гражданство (подданство другого государства). То есть это не повод, чтобы у ребёнка забрали гражданство Украины. Также это касается ребёнка, который получил гражданство своих усыновителей. И автоматического приобретения гражданином Украины другого гражданства (подданства) в результате вступления в брак с иностранцами. Но если перечисленные категории будут пользоваться в Украине паспортом другого государства – за это они могут быть лишены украинского гражданства.

Гражданство Украины не будут предоставлять гражданам, угрожающим национальным интересам, безопасности, общественному порядку, суверенитету и территориальной целостности Украины, а  также лицам, совершившим на территории других государств тяжкие или особо тяжкие преступления (как их можно трактовать по Уголовному кодексу Украины).

Интересно, что Кабмин сможет определять государства, граждане (подданные) которых могут обрести гражданство по упрощенной системе. Граждане этих государств вместо выхода из своего гражданства должны подавать декларацию о признании себя гражданами Украины. То есть механизм, как сделать так, чтобы они не были гражданами двух государств одновременно, не прописан. Также предусматривается возможность предоставления гражданства Украины иностранцам, проходившим службу по контракту в составе Вооружённых сил Украины или Национальной гвардии Украины, но при непрерывном проживании на территории Украины не менее 3 лет.

Но экспертное управление парламента предостерегает, что из-за подобных нововведений может увеличиться влияние недружественных государств на Украину, граждане которых будут одновременно гражданами Украины, в частности, из-за выборов. Также непонятно, как человек с двумя и более гражданствами будет проходить военную службу, как платить налоги. Эксперты опасаются, что беженцы будут пользоваться всеми привилегиями граждан Украины, оставаясь и гражданами стран происхождения, в т.ч. безвизовым режимом. И может произойти, что 10 % граждан Украины составят иностранцы. В отдельных компактных районах это может помешать функционированию органов власти. Парламентские эксперты также опасаются, что россия и белоруссия могут часть своих граждан сделать гражданами Украины и создать агентурную сеть в Украине.

Законопроектом № 6369д («О предотвращении и противодействии угрозам национальной безопасности Украины в сфере гражданства») предусматривается, что кандидаты на занятие должностей в органах власти, госучреждениях должны декларировать (при наличии) у себя гражданство (или подданство) других стран. Также они должны декларировать, что подали документы для приобретения иностранного гражданства (но сейчас только граждане Украины). Это делается на фоне того, что некоторые украинские чиновники одновременно являются гражданами других государств, что запрещено законом. Также на временно оккупированных территориях россия активно выдает свои паспорта украинским гражданам, часть из которых продолжает работать чиновниками. Тем, у кого остается второе гражданство (или подданство), не разрешат работать на государственной службе и будут увольнять (хотя эта процедура в большинстве случаев не прописана в законе).

Лицо, имеющее гражданство/подданство другого государства, не может в Украине:

  • занимать должности в органах государственной власти, в полиции и прокуратуре;
  • баллотироваться на выборах в Верховную Раду Украины, Верховную Раду Крыма и местные советы;
  • быть членом украинской политической партии;
  • работать в СБУ (даже если вышла из гражданства/подданства другого государства);
  • быть нотариусом или арбитражным управляющим.

Во время выборов ЦИК или избирательные комиссии, в случае наличия информации о дополнительном гражданстве (подданстве) у кандидата, будут обращаться в СБУ или Министерство внутренних дел, чтобы там проверили, есть ли у человека гражданство (подданство) другого государства. Ответы будут предоставляться в течение 2 дней. Если человек перестал быть гражданином Украины или получил гражданство/подданство другого государства, ему отказывают в регистрации.

Те, кто является гражданами государства-агрессора (оккупанта), прежде всего россии, не будут иметь права:

  • проводить в Украине предвыборную агитацию и быть официальным наблюдателями на выборах;
  • быть доверенными лицами кандидатов на выборах;
  • быть представителем партии в Центризбиркоме (ЦИК) и избирательных комиссиях;
  • быть уполномоченными представителями кандидата в Президенты Украины в ЦИК;
  • быть помощниками народных депутатов;
  • быть директором детского сада или школы, руководителем высшего образования и профессионального высшего образования;
  • быть частным исполнителем или его помощником.

Также по ним отмечено, что украинцы с паспортами государства-агрессора не могут возглавлять общины, быть старостами и работать на руководящих должностях в местном самоуправлении, однако не отмечается, могут ли это делать граждане других государств (которые одновременно являются гражданами Украины).

Интересно, что ограничения по занятию государственных должностей не будут распространяться на украинцев, которые на 18 марта 2014 года были зарегистрированы на территории временно оккупированных Автономной Республики Крыма и города Севастополя, если они задекларируют, что получили гражданство россии. Таким образом, многие поклонники россии из Крыма смогут официально стать украинскими чиновниками.

Напомним, ранее Информатор писал о том, как украинцы могут оформить загранпаспорт за пределами Украины. 

Дмитрий Чернышев

 

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.