Новое законодательство ЕС позволит конфисковать судно за ущерб, который оно может нанести окружающей среде, а также за совершенное повреждение подводных кабелей и другой критической инфраструктуры в море
В ЕС готовятся масштабно конфисковывать корабли так называемого "теневого флота" РФ. Для этого Евросоюз разрабатывает новое законодательство. Страны могут арестовывать корабли как за нарушение экономических норм, так и за потенциальное пиратство, повреждение кабелей, всевозможные диверсии или приступы на критическую инфраструктуру. Планируется, что законодательство может быть общим для всех стран ЕС, имеющих выход к Балтийскому морю, где Россия ведет активную подрывную деятельность в последние месяцы. Если правовые меры не помогут — каждая из стран внедрит свои отдельные правовые нормы, привлекая к максимуму подрывную деятельность РФ в водах Балтийского моря — теперь с кораблями и судами-танкерами из теневого флота никто не будет церемониться. Впрочем, существует угроза, что возникнет эскалация и корабли "теневого флота" начнут сопровождаться судами ВМС РФ, ведь именно "теневой флот" является ключевым источником денег Москвы на войну против Украины.
О том, что у ЕС имеют способ нокаутировать "теневой флот" РФ, пишет Politico. Издание со ссылкой на источники в ЕС акцентирует внимание, что европейские страны ведут закрытые переговоры о масштабных конфискациях российских нефтяных танкеров в Балтийском море. Также готовится новое законодательство, которое должно предоставить юридические основания для таких действий.
Известно, что в ЕС рассматриваются варианты использования международного права для ареста судов по экологическим соображениям или на основании законов о борьбе с пиратством. Если эти механизмы не сработают, страны могут принять свои законы для захвата танкеров в открытом море.
"Около 50% подсанкционной торговли по российской нефти проходит через Финский залив. Возникает вопрос: что мы можем сделать с этими судами? Мы не можем перекрыть все морское движение, но можем усилить контроль", — заявил министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна.
Европа все больше встревожена тем, что Россия продолжает экспортировать нефть, обходя санкции, опираясь на так называемый "теневой флот" — старые суда с непрозрачными схемами собственности и страховки. Это позволяет Кремлю сохранять поток доходов, финансирующий войну против Украины, ведь нефть и газ обеспечивают около половины государственных поступлений РФ. "Теневой флот" перевозит более 80% российской сырой нефти, утверждает Исаак Леви, эксперт Центра исследований энергетики и чистого воздуха.
"Без борьбы с этим флотом Запад фактически позволяет России хранить главный источник доходов, прямо финансирующий военные расходы на войну в Украине", — отмечает Леви.
Захват танкера Eagle S может быть только началом. Судно подозревается в повреждении подводного кабеля Estlink 2 между Финляндией и Эстонией. Подобные атаки в Балтийском море случались по меньшей мере четыре раза с 2022 года.
"То, что мы наблюдаем сейчас, - это эскалация", - объясняет Кристиан Бюгер, профессор морской безопасности Копенгагенского университета. "Мы увидим еще больше атак как на морскую, так и наземную критическую инфраструктуру".
Европа рассматривает меры по борьбе с этим явлением. Кроме санкций, страны Балтии и Скандинавии обсуждают возможность конфискации судов, используя три подхода:
Все эти меры потребуют координации на уровне ЕС.
Хотя идея конфискации российских танкеров выглядит привлекательно, юридические нюансы могут стать серьезным препятствием. К примеру, в случае Eagle S Финляндия сначала задержала судно о на Рождество, взорвав спецподразделение при поддержке военно-морского флота и береговой охраны. Однако расследование не смогло доказать, что экипаж умышленно возбудил границы Финляндии, поэтому дело о грузе было закрыто. Более того, владелец судна из ОАЭ подал иск, утверждая, что Финляндия не имела права на арест, поскольку инцидент произошел вне ее территориальных вод.
Это подтверждает позицию морских юристов: согласно международному праву страна имеет право задержать судно в 12-мильной зоне от своего побережья, но за ее пределами арест возможен только в исключительных случаях.
Несмотря на юридические затруднения, страны Балтии настроены действовать. " У нас есть достаточно возможностей, чтобы действовать более решительно, и мы это сделаем на уровне ЕС", - заявил министр иностранных дел Эстонии.
Литва, в свою очередь, рассматривает новый закон, который позволит конфисковывать танкеры, бросающие якорь в ее исключительной экономической зоне. " Подсанкционные суда не должны беспрепятственно курсировать по европейским водам", — заключает министерша обороны Литвы.
Однако эксперты предупреждают: крупномасштабные конфискации могут привести к серьезной эскалации вплоть до сопровождения российских танкеров военно-морскими силами РФ