"Суда-призраки", обслуживающие интересы РФ, принадлежат непрозрачным компаниям и вообще не подконтрольны
Россия может задействовать коммерческие суда своего так называемого теневого флота для стратегических морских перевозок. Они могут включать и военную составляющую, в том числе транспортировку танков, топлива и другого военного оборудования. По данным Politico, более 1000 торговых судов неофициально работают на Россию, что представляет угрозу в области стратегической логистики.
Для стратегических целей в военных конфликтах коммерческий теневой флот РФ может использоваться в определенных условиях. Такое мнение старшая научная сотрудница Atlantic Council Элизабет Броу высказала 16 декабря в статье по изданию Politico. Экспертка отмечает, что "теневой флот", чьи корабли также известны как "темные" или "суда-призраки", как правило, принадлежат непрозрачным компаниям, не имеют нужного страхования и ходят под флагами Габона и других стран с невысоким уровнем регулирования морской торговли или вообще без такового.
После введения санкций против РФ масштабы "теневого флота" за несколько лет выросли от нескольких судов до 17% мирового нефтяного танкерного флота. То есть владельцы более 1000 торговых судов приняли сторону России, сообщается в анализе. Специалисты считают, что многие "теневые суды" уже навсегда потеряны для официального судоходства.
Как считает Броу, сейчас самое время дать понять экипажам и владельцам судов "теневого флота", что, хоть содействие российской санкционной торговле кажется им хорошей идеей, "поддержка (с их стороны) российских военных была бы ужасающей". США должны срочно укрепить свои возможности морских перевозок, чтобы противодействовать этим действиям, считает эксперт.
Россия создала сеть судов, транспортирующих нефть в обход международных санкций. Следовательно, этот так называемый теневой флот продолжает обеспечивать многомиллиардные доходы для Кремля. При этом РФ маскирует свою деятельность под флагами третьих стран и использует сложные схемы для сокрытия владельцев нефтяных судов.
Великобритания в ноябре ввела санкции против сразу 30 кораблей теневого флота России. Таким образом, последние ограничения стали крупнейшим в своем роде пакетом британских мер, направленных на сокращение способности Кремля финансировать войну против Украины. В общей сложности британцы ограничили работу 73 российских судов. Это хорошо, но по сравнению с ориентировочно 1000 судов в "теневом флоте" – немного.
Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Лемми, выступая на встрече министров иностранных дел G7 в Италии, отметил стратегическую важность этих санкций. Именно доходы от продажи нефти помогают россиянам воевать против украинцев.
Кроме того, есть силовые методы борьбы с нефтяным сектором РФ, которые уже внедряют ВСУ. Речь идет об атаках по военной инфраструктуре РФ, включая ее нефтепереработку. Это существенно снижают потенциал Кремля для агрессии и оставляет страну-агрессорку драгоценного сырья для экспорта. Как объяснял советник главы Офиса президента Михаил Подоляк, пока не существует других возможностей, которые могли бы эффективно заменить физическое повреждение российской нефтяной инфраструктуры.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.