Большинству пенсионеров не следует ожидать радикального увеличения благосостояния
В результате демографического кризиса наполнять Пенсионный фонд становится все сложнее. Ситуацию усугубляет ужасающее состояние экономики во время войны. Более того, из-за несовершенной системы учета и многолетнего удешевления гривны у людей старшего возраста, которые вышли на пенсию раньше, выплаты ниже, чем у людей с таким же стажем, но чей пенсионный возраст наступил позже. Исправить эти проблемы должна запланированная на 2024 год пенсионная реформа . По возможности, разбирается Информатор.
22 сентября на заседании правительства премьер-министр Украины Денис Шмыгаль объявил о планах пенсионной реформы на 2024 год : "С 1 марта 2024 года уже во второй раз во время полномасштабного вторжения мы проведем индексацию пенсий. В следующем году планируем сделать эту индексацию, как и всю солидарную систему, более справедливой, понятной и прозрачной".
Кроме того, президент анонсировал « существенную индексацию пенсий ». Мы решили разобраться, чем вызваны эти изменения, насколько сильно они изменят действующую пенсионную систему, как это отразится на размере пенсий украинцев и какие перспективы ждут нашу систему пенсионного обеспечения дальше.
Опишем коротко ситуацию, где мы сейчас. В Украине 10,5 млн пенсионеров, при этом средний размер пенсии составляет 5,3 тыс. грн. Основная - солидарная пенсионная система. Это означает, что пенсии уплачиваются из единого государственного Пенсионного фонда, собирающего все пенсионные взносы. Если ему не хватает, разницу покрывает государство из бюджета. В результате демографического кризиса не хватает ему все больше и больше. И эта проблема будет только расти, но об этом чуть позже.
Кроме солидарной системы в развитых странах функционируют два других уровня пенсионного обеспечения. Речь идет об индивидуальной системе пенсионных накоплений и добровольном негосударственном пенсионном обеспечении. В Украине они тоже создаются. Негосударственные фонды созданы частным образом и уже функционируют. Кроме того, в процессе рассмотрения Закон 9212 «О накопительном пенсионном обеспечении» , который запустит второй уровень пенсионной системы.
Особенностью действующей системы является так называемая «дискриминация по возрасту» . Причем эта дискриминация не была заложена в систему как решение, просто является следствием несовершенства механизма расчета размера пенсии.
Это происходит потому, что при начислении пенсий используется размер заработной платы, который был на время выхода на пенсию. Теоретически он должен быть индексирован, но поскольку для этого каждый раз требовалось политическое решение, это происходило довольно нерегулярно. Такая ситуация привела к тому, что рост средней заработной платы, которая использовалась в качестве базы для расчета, отставал от роста реального размера зарплат.
Итак, как видим, в систему начисления пенсий были заложены диспропорции. Эти диспропорции имеют довольно ощутимые социальные последствия – значительное количество пенсионеров получает гораздо более низкий уровень пенсионного обеспечения, чем они заслуживают исходя даже из логики нашей солидарной системы. Этих людей многие годы никто не хотел замечать и слышать, и они годами продолжали выживать, получая гораздо меньше, чем даже откровенно скромные средние выплаты. Настало время, когда правительство наконец-то нашло возможность исправить эту несправедливость, предложив так называемую «балльную систему», которая выравнивает разницу между разными базами.
Сразу следует сказать, что большинству пенсионеров не следует ожидать радикального увеличения выплат. Для сравнения – планируемая индексация приведет к увеличению среднего размера пенсии на 16%. При этом, по данным Пенсионного фонда Украины, средний размер пенсий в 2023 году фактически увеличился на 14%. Это значит, что ничего столь радикального не произойдет, что выходило бы за рамки обычного пересчета. И все же некоторые категории пенсионеров ощутят более существенные изменения. Это те, о ком мы писали выше.
Как отметил Денис Шмыгаль: «Огромная разница. Мы хотим диспропорцию убрать - мы вводим баллы, и у людей – учителей, врачей в первую очередь, у кого были стабильные средние заработные платы, – у них зарплаты приравняются, и у людей, ранее выходивших на пенсию, пенсии значительно подтянутся до современного уровня. Мы называем это справедливой индексацией. Пенсия будет индексироваться справедливо, независимо от времени ухода на пенсию, это будет всегда одинаковый уровень для всех людей, прошедших одинаковый путь ».
При этом, как мы видим из графика, фактически правительство, по крайней мере, последний год уже идет по этому пути – увеличивается доля пенсионеров с более высоким уровнем обеспечения. Планируемая индексация доведет эти изменения до логического завершения. Пересчет будет производиться в два шага :
Соответствующее увеличение расходов запланировано в проекте государственного бюджета на 2024 год . Об этом сообщила министр соцполитики Оксана Жолнович во время телемарафона: «Я точно могу сказать, что этот бюджет является социальным, ведь второй по величине объем средств после обороны направлен именно на социальные расходы. В этом году правительство увеличило социальные расходы на практически 25 миллиардов - это огромная сумма. Еще около 100 миллиардов мы ожидаем увеличения доходов в Пенсионный фонд - это тоже огромная сумма, поэтому она позволяет планировать разные социальные активности, улучшать благосостояние наших граждан».
К сожалению, в Украине крепко прижилась дефективная политическая идея, что на пенсиях, как и на других социальных расходах, следует экономить для построения эффективного государства. При этом никто из политиков не озвучивает, что в наиболее развитых странах пенсионные фонды и пенсионные деньги – одна из основ экономики.
Как видно из данных , собранных международной консалтинговой компанией Mercer и финансово-аналитической компанией CFA Institute, чем развитее страна, тем больший рейтинг имеет ее пенсионная система. То есть мощная система пенсионного обеспечения не бремя, а драйвер развития экономики. Но это имеет значение не только для развитых стран. Уже сейчас вложения в пенсионное обеспечение граждан Украины способны создавать дополнительный внутренний спрос, финансировать рабочие места, а потенциально и инвестиционные проекты развития.
Конечно, рассмотренная нами реформа и 16% увеличения - это немного не о том, хотя поставленные более скромные цели реформа вполне достигнет. Но в перспективе мы должны видеть государство, в котором пенсионер – не обуза, а мощный потребитель и инвестор. Для этого правительству необходимо продолжить реформирование действующей солидарной пенсионной системы, стимулировать ее развитие, добавляя уровни индивидуального накопления, и развивать эффективные финансовые рынки, за счет которых эти средства могут быть инвестированы в нашу экономику и стать средством накопления личного состояния граждан.
Эксперт по инвестициям и финансовым рынкам
Андрей Богатырев
Подписывайтесь на наш Telegram-канал , чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live . Подписаться на канал в Viber можно здесь .