Информатор получил новый ответ из Мининфраструктуры
В СМИ появилась информация о том, что государственные аэропорты Украины планируют передать в управление частным компаниям. Это будет способствовать увеличению доходов от инфраструктуры аэропортов. Информатор обратился в Министерство развития общин и территорий Украины, чтобы там прокомментировали ситуацию.
В медиа появилась информация о том, что аэропорт "Борисполь" планируют отдать в частное управление. Также, по данным СМИ, в Минразвития начат процесс оценки возможности передачи аэропортов "Борисполь", "Львов" и "Одесса" в частное управление, результаты таких оценок должны быть уже в августе 2025 года. Министерство развития общин и территорий хочет найти возможность экономить на расходах, связанных с содержанием государственных аэропортов. Для этого намерены оценить, насколько целесообразно вовлечение частного сектора в управление аэропортами.
Техническая задача исследования предполагает технико-экономическую, финансовую и институциональную оценку состояния аэропортов, разработку моделей привлечения частных операторов и проведение рыночных консультаций с ведущими операторами аэропортов. Мы спросили у министерства, насколько эта информация соответствует действительности.
Заместитель министра развития общин и территорий Украины Сергей Деркач сообщил Информатору, что 21 мая 2025 г. состоялась рабочая встреча представителей Минразвития и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Международной финансовой корпорации (IFC), в ходе которой была представлена команда технических и юридических экспертов вместе с планом проведения комплексного исследования возможных моделей привлечения частного сектора в управление и содержание аэропортов. Результаты исследования планируется использовать для дальнейшего изучения долгосрочных механизмов частного инвестирования, включая модели на основе концессий, которые могут быть актуальными для этапа послевоенного восстановления.
Международная финансовая корпорация (IFC) - организация, входящая во Всемирный (Мировой) банк, но юридически и финансово независимая. Украина входит в эту корпорацию с 1993 года. Ее цель – обеспечить устойчивый приток частных инвестиций в развивающиеся страны. IFC предоставляет ссуды, инвестирование в форме долевого участия в капитале, предлагает структурированное финансирование и продукты по управлению рисками, а также консультирует с целью стимулирования роста частного сектора. Обычно МФК финансирует не более 25% общей стоимости проекта, остальные средства изыскиваются за счет частных компаний и коммерческих банков, а также IFC не требуются правительственные гарантии. Офис организации находится в Вашингтоне.
То есть, судя по ответу замминистра, пока о возобновлении ограниченной работы аэропортов речь не идет. Из-за войны в Украине полноценно не работает ни один из аэропортов. Аэропорт "Борисполь", основной и крупнейший пассажирский международный аэропорт Украины, в настоящее время входит в тройку госпредприятий с наибольшими убытками.
В марте мы писали, что уже 5-7 авиакомпаний готовы совершать рейсы в Львов. Об этом рассказала гендиректор международного аэропорта "Львов" имени Данилы Галицкого Татьяна Романовская изданию "Высокий замок". Также рассматривается возможность открытия аэропорта в Ужгороде. Аэропорт "Борисполь" ведет переговоры с Wizz Air о возвращении рейсов, когда наступят благоприятные условия безопасности. Wizz Air намерена возобновить полеты в Украине после объявления прекращения огня, восстановив около 30 маршрутов в первые шесть недель. Одесский аэропорт, по словам его руководителя Владимира Семенченко, планирует возобновить свою работу через 114 дней после прекращения боевых действий.
Самым безопасным аэропортом Украины является аэропорт в Ужгороде. Его полоса заканчивается практически в Словакии. Когда самолет взлетает и садится, почти в воздушном пространстве Украины не находится. Но в ОП подчеркнули, что даже в отношении "Ужгорода", решения должны принять военные, ведь это зависит от ситуации и ситуации ПВО.