UA

Украинская экономика теряет миллионы из-за очередей на границах. Кто в этом виноват?

Украинская экономика теряет миллионы из-за очередей на границах. Кто в этом виноват?

Читати українською

Почему на границе очереди и как это влияет на экономику Украины.

Читати українською
Украинская экономика теряет миллионы из-за очередей на границах. Кто в этом виноват?

Почему на границе очереди и как это влияет на экономику Украины.

Из-за полномасштабной войны ежедневно Украина теряет около 2 млрд грн, отчитываются чиновники. Наполнение же государственного бюджета происходит в основном благодаря выпуску военных облигаций, поддержке иностранных партнёров и международных финансовых организаций. Казалось бы, при таких условиях руководство воюющей страны должно быть заинтересовано в том, чтобы как можно больше помогать всем сферам экономики работать. К тому же и профильные министерства Украины и народные депутаты в публичном пространстве призывают украинских предпринимателей спасать экономику государства. Мол, государство со своей стороны делает всё необходимое. Но километровые очереди из грузовиков на границах красноречиво свидетельствуют об обратном. Уже более 4-х месяцев логистические проблемы остаются нерешёнными, и как следствие украинский бюджет недополучает миллионы гривен.

 

Неужели украинские чиновники действительно не заинтересованы в возрождении украинской экономики? Кто должен нести ответственность за потерянные в очереди деньги? И какие пути решения проблемы могут быть? Разбирался Информатор.

Почему на границе очереди

Очереди на границах Украины с государствами Европейского союза уже обычное явление для украинских водителей. Несмотря на заявления руководства страны об упрощённой процедуре ввоза некоторых категорий грузов, очереди на границе не уменьшаются, а водителям приходится сутками ожидать как въезд, так и выезд из Украины.

По словам экспертов, каждая такая машина в очереди — около 30 тысяч евро для страны и, кажется, стагнация экономики беспокоит украинские власти только как элемент собственного PR.

Сначала чиновники сетовали на то, что суточные пробки создают те, кто решил, пользуясь военным положением и «нулевым» растаможиванием автомобилей, пригнать себе десяток-другой машин. В конце концов Кабинет министров выделил только три пункта пропуска для автомобилей, которые везут украинцы для себя. Это, по мнению Правительства, должно было бы решить проблему, но… почему-то не решило. В условиях заблокированных морских портов произошло глобальное изменение транспортных потоков, однако Министерство инфраструктуры под руководством Александра Кубракова, Государственная пограничная служба вместе с Кабинетом министров во главе с премьером Денисом Шмыгалем, а также бюджетный Комитет ВРУ Данила Гетманцева оказались не готовы к таким логистическим изменениям.

Министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков
Министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков

Именно министерство Кубракова занимается формированием и реализацией государственной политики в сфере авиационного, автомобильного, железнодорожного, морского и речного транспорта.

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль

Именно Кабинет Министров может инициировать сокращение бюрократической волокиты на границе Украины.

Глава бюджетного Комитета ВРУ Даниил Гетманцев
Глава бюджетного Комитета ВРУ Даниил Гетманцев

 Именно его Комитет несёт ответственность за экономическое восстановление Украины.

Казалось бы, что за более чем 4 месяца войны этот вопрос можно было хотя бы начать решать, но, к сожалению, пока происходит только констатация катастрофического для депрессивной украинской экономики факта.

«Пока наблюдаем накопление транспортных средств перед пунктами пропуска. И это действительно потому, что сейчас закрыты все порты, и то, что раньше переправляли морем, везут грузовиками. Мы постоянно взаимодействуем с польскими коллегами для ускорения оформления грузовиков. В сутки сейчас в среднем оформляем около 600 грузовиков на выезд из Украины, а также и на въезд», – говорит спикерка Волынского пограничного отряда Маргарита Вершинина.

Наконец, наличие проблемы признают на всех уровнях власти, но пока вариантов решения — ноль. Из здания Верховной Рады звучат громкие заявления о необходимости увеличения товарооборота между Украиной и ЕС. Инициативы замечательные, но как это будет все работать, неизвестно.

«Очень большие очереди. Я с 2008 года работаю и ещё таких очередей не видел. Думаю, это связано с тем, что порты не работают, самолёты не летают и весь товар едет на колесах через западную границу. Те, кто раньше ездил в Беларусь, например, сейчас едут по этому пути», – рассказывает водитель Андрей из Луцка, пишут Факты.

Вот и выходит, что в условиях тотального дефицита бюджета страны и стагнации экономики, на въезде в Украину буквально выстроилась очередь тех, кто готов помочь решить финансовую проблему, а Правительству страны и профильному Комитету Верховной Рады все ещё вопрос упрощения товарооборота «не на времени».

Упрощение и автоматизация

По словам эксперта по практическому применению таможенного законодательства Ассоциации профессиональных таможенных посредников Левко Прокипчука, чтобы решить проблему, следует ускорить товаропоток, упростить и автоматизировать процессы, распределить полосы для пересечения границы в зависимости от товаров.

Под упрощением и автоматизацией подразумеваются именно бюрократические процедуры, осуществляемые на границе. Это может быть отмена предыдущей декларации и общей декларации прибытия, упрощение формы таможенной декларации наподобие той, которая сейчас используется для ввоза гуманитарной помощи, подчёркивает Прокипчук.

Также необходимо создать более комфортные условия для тех, кто пересекает границу. Как, например, строительство специализированных паркингов перед пунктами пропуска. И самое главное необходимо пересмотреть габаритно-весовые ограничения на пунктах пропуска в сторону увеличения тоннажности. Это позволит увеличить количество машин, которые можно оформить в течение суток.

И сделать всё это нужно немедленно, иначе бездействие власти в этом конкретном случае выглядит диверсией. В то время как Украина подписала соглашение о либерализации автомобильных перевозок с ЕС, то есть транспортный безвиз, очереди на границах — это сигнал для общества, что профильные органы не заинтересованы в возрождении украинской экономики. Между тем, не решив насущных проблем внутри страны, уже упомянутые в этом материале Даниил Гетманцев, Александр Кубраков и Денис Шмыгаль на конференции в Лугано (Швейцария) презентуют план восстановления и развития Украины.

Ранее Информатор сообщал, что транспортный безвиз снимает множество препятствий на пути развития украинского бизнеса.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн  прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.