Соглашение предусматривает, что Украина обязуется компенсировать Соединенным Штатам стоимость всей поддержки, оказанной после начала полномасштабного вторжения России, включая бюджетную, военную, гуманитарную и другие виды помощи
Администрация Дональда Трампа отказалась от всех компромиссных договоренностей, достигнутых месяц назад, и предложила новый вариант соглашения о полезных ископаемых, который априори неприемлем для Украины. Новый документ фактически перечеркивает почти все красные линии, согласованные ранее. Он ограничивает суверенитет Украины, противоречит ее евроинтеграционным стремлениям, в частности, перспективе членства в ЕС, и обязывает Киев вернуть всю помощь, которую ранее оказывали США как безвозвратную. Этот подход создает опасный прецедент и открывает двери для подобных претензий со стороны других стран. Что еще более важно – в этом проекте нет никаких конкретных гарантий безопасности для Украины.
О том, какие кабальные последствия будет иметь для Украины новое соглашение о полезных ископаемых, выяснили в издании " Европейская правда ". Журналисты сделали детальный анализ документа и пришли к выводу, что для Киева такое соглашение стало катастрофическим вызовом. Ее подписание было бы политически губительным для президента Владимира Зеленского и вредным для страны в целом. Более того, у этого документа нет шансов получить ратификацию в парламенте Украины. Без такой ратификации соглашение останется недействительным или будет отменено сразу после принятия, что только усугубит кризис в отношениях между Киевом и Вашингтоном.
Однако открытый отказ от этого документа также нежелателен. Такой жест Украина рискует превратить в личный вызов для Дональда Трампа, что чревато непредсказуемыми последствиями.
В этих обстоятельствах единственный конструктивный путь для Киева – это воздержаться от подписания, продолжая переговоры. Это позволит не только выиграть время, но и попытаться достичь приемлемого результата. Стоит отметить, что опыт прошлых переговоров с командой Трампа, которая уже демонстрировала серьезные пробелы в компетентности, а также неоднозначная формулировка нового документа, дают Украине основания надеяться на более благоприятные условия.
23 марта Украина получила от Соединенных Штатов Америки первый вариант проекта масштабного соглашения о распределении доходов от использования украинских недр. Предыдущие три недели переговоры сопровождались паузой, инициированной американской стороной.
В течение этого времени США неоднократно отвергали предложения Киева заключить готовую и согласованную версию соглашения. В начале марта было предположение, что Вашингтон готовится к пересмотру отдельных условий документа как своеобразное "наказание".
Впоследствии стало ясно, что Соединенные Штаты решили отказаться от поэтапного подхода. Ранее планировалось сначала согласовать рамочное соглашение с основными параметрами, а затем уже детализировать договоренности в межправительственном документе. Зато был избран путь создания финальной версии соглашения.
Украинская сторона пыталась убедить партнеров в ошибочности такого подхода, отмечая необходимость постепенного внедрения соглашения и учета внутриполитических нюансов, в частности, процесса ратификации Верховной Радой. Несмотря на многочисленные аргументы, эти попытки успеха не имели.
Результат — всеобъемлющий документ на 58 страниц, объединивший оба предварительных подхода. Соглашение содержит детальное описание сотрудничества между Украиной и США, включая вопросы обращения с доходами, финансовые механизмы и процедуры принятия решений в двусторонних структурах.
Одним из главных результатов стало создание новой структуры под названием "Американо-украинский инвестиционный фонд реконструкции и развития" (или просто Фонд). С американской стороны основную роль в Фонде будет играть Международная финансовая корпорация по развитию (DFC), которая будет ответственна за ключевые назначения, управление средствами и функционирование Фонда.
Впрочем, наиболее спорным стало то, что США кардинально пересмотрели принципы управления украинскими недрами, фактически централизуя этот процесс под своим контролем.
В феврале стороны смогли добиться компромиссных формулировок, однако новый текст соглашения проигнорировал ключевые договоренности того периода. Документ был составлен преимущественно на основе ранних предложений американской стороны, включая те, что Киев раньше считал неприемлемыми. Стоит напомнить, что именно такой вариант соглашения, переданный в Киев 10 февраля Скоттом Бессентом, вызвал первый серьезный конфликт в отношениях между Владимиром Зеленским и представителями США.
Важный вопрос в повестке дня касается обязательств Украины компенсировать Соединенным Штатам стоимость всей помощи — военной, гуманитарной, бюджетной и т.п., предоставленной после начала полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году. В соответствующем соглашении планируется зафиксировать суммарную стоимость этого пособия в специальном приложении. Эта сумма получит статус "Начального взноса DFC" в соответствующий фонд.
По данным Института Киля, совокупная помощь США Украине оценивается в 114 миллиардов евро или около $123 миллиардов. Основная часть этих средств направлена на военную поддержку, которая включает как передачу существующего оружия или закупку новых вооружений для ВСУ, так и обновление запасов Пентагона. В то же время, соглашение не разграничивает виды финансовых обязательств.
Президент Владимир Зеленский ранее подчеркивал, что превращение безвозвратной помощи США в долг для Украины неприемлемо. Эта позиция оставалась одной из ключевых "красных линий" для Киева, ведь такой шаг мог бы создать прецедент, заставив другие страны также требовать компенсации. Например, европейские страны могли бы использовать этот аргумент для политического давления, что поставило бы под угрозу даже возможность списания существующих займов ЕС Украине.
В ходе переговоров в феврале удалось исключить это требование из текста соглашения. Однако пока она снова появилась и стала еще жестче. Украинское правительство будет обязано конвертировать доходы фонда в доллары США и перечислять их в американские финансовые учреждения по требованию, без уплаты дополнительных комиссий. Любые комиссии или налоги должны покрывать Украина.
Планируется, что фонд, из которого будет производиться погашение долга, будет наполняться доходами от будущих украинских недр. В частности, он будет получать половину стоимости новых лицензий и рентных платежей на добычу полезных ископаемых из новых месторождений. Кроме того, соглашением предусмотрено выделение 50% доходов государства от определенных инфраструктурных проектов, хотя эта часть остается недостаточно детализированной.
Для уменьшения финансового давления Украина добилась исключения ренты из существующей добычи из перечня источников наполнения фонда, поскольку это могло бы существенно усугубить и без того сложное состояние государственного бюджета. Также фонд будет иметь право реинвестировать часть полученных средств в проекты в Украине по своему усмотрению, забирая 50% будущих доходов от этих инвестиций для пополнения фонда.
Однако реинвестирование будет ограничено из-за основных обязательств Украины — погашения свыше $120 миллиардов задолженности. По условиям соглашения, если выплаты будут затягиваться, величина долга будет автоматически расти на 4% ежегодно. Таким образом, Украина не только получит новое значительное финансовое бремя, но и будет находиться под постоянным экономическим давлением из-за условного "счетчика", который будет заставлять ускорить погашение долга.
Еще на этапе освещения переговоров в феврале аналитики отмечали серьезные проблемы, связанные с итоговыми условиями соглашения Бессента. Одним из главных стало требование, которое дает американским компаниям эксклюзивное право на освоение украинских природных ресурсов — от руды до природного газа.
Украина получает возможность использовать свои недра только тогда, когда ни один американский инвестор не проявит заинтересованности. Даже в таком случае лицензия может быть предложена только украинскому или европейскому бизнесу, причем 50% ее стоимости и ренты будут идти во вновь Фонд. Стоит отметить, что эта норма выходит за рамки действующих обязательств Украины перед ЕС и противоречит действующим в Евросоюзе принципам конкуренции, к которому Украина стремится присоединиться.
В февральском варианте соглашения по решению этих вопросов были найдены, но теперь проблемы вернулись в еще более масштабном виде. В обновленном соглашении США настаивают на приоритетном праве американских компаний по всем будущим инвестиционным проектам в сферах природных ресурсов и инфраструктуры. Только после отказа американской стороны, Украина сможет обсуждать условия с другими потенциальными инвесторами. В то же время, правительство Украины обязано отчитываться перед США, включая конфиденциальные аспекты таких переговоров. Кроме того, Украина не будет иметь права предоставлять любой другой стороне условия более выгодные, чем те, которые предлагались партнерам из США, в течение года после их отказа.
Это лишь часть ограничений, затрагивающих украинский суверенитет. Новое положение соглашения предусматривает запрет на продажу "критически важных ископаемых" покупателям из стран, которые США официально признают стратегическими конкурентами. Учитывая нынешний уровень торгового и политического противостояния США с Европой, есть высокие шансы, что Евросоюз будет включен в этот перечень. Для Украины, ориентирующейся на вступление в ЕС, подобный запрет выглядит абсурдным, но создателей соглашения это, очевидно, не волнует.
Однако наибольшим вызовом для украинского суверенитета является тот факт, что предложенный формат управления Фондом лишает украинские власти любого реального влияния на его деятельность. Генеральный партнер, который будет управлять Фондом, будет избран единоличным решением DFC (американской корпорации по финансированию развития). Представители США будут составлять большинство в правлении Фонда, фактически имея полный контроль за принятием решений независимо от мнения украинской стороны. Даже два представителя Украины в правлении будут назначаться только после согласования со стороны DFC.
В такой ситуации неудивительно, что Фонд, который будет финансироваться за счет бюджетных поступлений Украины от добычи недр и развития инфраструктуры, юридически больше напоминает американскую организацию. Налоги он будет платить не в Украине, а в США, а любые юридические вопросы деятельности Фонда правительство Украины сможет обжаловать только через судебный процесс в Нью-Йорке.
58-страничный проект, который правительство США передало Украине, очень похож на предварительные соглашения о недрах, полученных Киевом в феврале. Текст документа почти не оставляет сомнений: его авторы далеки от понимания работы государственной системы, принципов межправительственных соглашений и юридических требований. Сама стилистика написания больше напоминает проект коммерческого соглашения, где государство как таковое почти не присутствует.
В качестве примера можно вспомнить, что в этом документе в очередной раз "забыли" об обязательной ратификации соглашения Верховной Радой. Отсутствие ратификации делает документ юридически недействительным, являющимся требованием, которое никак нельзя игнорировать.
Еще один яркий недостаток текста – упоминание о соответствии Конституции Украины и международным обязательствам страны. Здесь возникает явный конфликт интересов. В феврале американская сторона согласилась, что подобное соглашение должно учитывать международные обязательства Украины перед другими партнерами и перспективы вступления в ЕС. Однако в обновленной версии прописано прямо противоположное: вместо адаптации соглашения к действующему законодательству Украины и требований ЕС предлагается гарантия от Украины, что нынешний текст соглашения не повлечет за собой никаких конфликтов с законами или проблем с DFC (финансовой структурой правительства США).
Другую интересную деталь раскрывает сам текст. Похоже, что проект для правительства США готовила юридическая компания Arnold & Porter. В тексте указаны контакты партнеров этой фирмы – Грегори Гаррингтона и Кристофера Вилотта. При этом их карьерный профиль не содержит опыта работы по составлению межправительственных соглашений. Даже если предположить, что это их первый подобный опыт, такое количество недостатков в документе является критическим.
Основной вывод один: в нынешней редакции у соглашения нет никаких шансов на ратификацию.
Об угрозах долгосрочного характера для Украины уже сказано немало, но не стоит забывать и о политическом измерении ситуации. Найти 226 депутатов, которые согласятся испортить себе репутацию, одобрив явно невыгодное для страны соглашение практически невозможно. Такая работа надолго, если не навсегда, оставит им клеймо политически ответственных за "кабальные договоренности".
Сомнительно также, что президент подпишет этот документ. Владимир Зеленский неоднократно заявлял, что не утвердит соглашение без конкретных гарантий безопасности страны. В текущем варианте гарантии безопасности полностью отсутствуют. Это и неудивительно – DFC не является военным учреждением типа Пентагона, а финансовой структурой правительства США, которая просто не может предоставлять подобные гарантии.
Одобрение потенциально кабального соглашения для Украины является неприемлемым сценарием. Однако и категорический отказ от соглашения о недрах, в частности инициированной администрацией Трампа, может привести к серьезным негативным последствиям для государства.
Во-первых, после скандальных событий в Вашингтоне 28 февраля отношение к Украине в США стало настороженным. От нашей стороны ожидают нестандартных, если не конфликтных действий. Учитывая, что президент Зеленский неоднократно выражал заинтересованность в подписании так называемого "минерального соглашения", отказ на этом этапе может быть воспринят как окончательная демонстрация ненадежности партнеров со стороны Украины.
Во-вторых, в администрации Трампа, как среди самого президента, так и его окружения, растут настроения, которые отнюдь не благосклонны к Украине. Заявления, например, Джей Ди Венса, полностью это подтверждают. Отказ Украины могут использовать не только как повод для санкций или других карательных инструментов, но и оправдать такие шаги перед обществом в США.
У действующей американской администрации есть все возможности давления: от сокращения военной поддержки и ограничения доступа к разведданным до введения новых санкций или ослабления позиций Украины в переговорах с Россией. К сожалению, вопрос нравственности здесь не становится решающим фактором.
Итак, даже если предложение из Вашингтона выглядит ультимативно или неприемлемым для государства, резкий отказ не принесет положительных результатов. Более того, даже ключевые европейские союзники Украины вряд ли одобрят такую позицию. Учитывая значительную зависимость Европы от США в вопросах безопасности, они скорее будут советовать избегать открытого конфликта.
Исходя из этого, заявить об окончательном отказе от сделки – уже не вариант. Правительство и президент Зеленский это хорошо понимают. В ходе недавних дискуссий Зеленский призвал США не трактовать обсуждение соглашения как знак категорического "нет".
Попытка выиграть время могла быть потенциальной стратегией, но вряд ли это сработает с администрацией Трампа. Президент США известен нетерпением и стремится к скорым решениям. Такие ультимативные сроки в переговорах критические – тем более если предложенный документ далек от консенсусной формы. По информации источников, сторонам еще даже не удалось начать содержательный диалог по отношению к нему.
Редактирование текста американского проекта соглашения выглядит маловероятным. Проблемные положения настолько многочисленны, что этот текст проще заменить новым, чем совершенствовать.
Оптимальный выход – предложить Соединенным Штатам собственный, альтернативный вариант документа. Такой подход уже использовался ранее: в прошедших переговорах было создано несколько вариантов текста соглашения, пока стороны не дошли до определенного компромисса.
Украинские чиновники сейчас работают над концепцией нового текста, отвечающего интересам всех сторон. Однако следует понимать: даже эта стратегия не гарантирует положительный результат. Достичь полного баланса между ожиданиями Вашингтона и потребностями нашей страны будет очень сложно. Однако другой альтернативы нет.
Даже если в конце концов США решат отказаться от идеи разработки украинских недр из-за недостижимости компромисса – это должно быть их решением, а не результатом украинского отказа