UA

Троллейбусы на автономном ходу и гигантские «вливания» от Европы: каким станет электротранспорт Украины

Читати українською

Эксперты предлагают сделать городам правильные выводы, и это не отказ от электротранспорта, а его модернизация и повышение устойчивости к катаклизмам — подробнее

Читати українською
Троллейбусы на автономном ходу и гигантские «вливания» от Европы: каким станет электротранспорт Украины
Электротранспорт городов будут модернизировать

Эксперты предлагают сделать городам правильные выводы, и это не отказ от электротранспорта, а его модернизация и повышение устойчивости к катаклизмам — подробнее

В 2022 году городской транспорт в Украине столкнулся с несколькими кризисами – топливным и энергетическим. Однако в большинстве городов электротранспорт продолжил работу в условиях войны. Какие выводы по работе электротранспорта можно вынести с прошлого года и на что стоит обратить внимание в будущем?

Электротранспорт: спасатель в топливный кризис и жертва – в энергетический

Когда в апреле-июне страна столкнулась с дефицитом топлива, трамваи и троллейбусы стали вынужденной альтернативой автобусам и маршруткам. Некоторые города, особенно на западе Украины, в этот период уделяли особое внимание электротранспорту. К примеру, мэрия Ивано-Франковска всячески призвала горожан больше пользоваться троллейбусами. Как раз летом прошлого года в город поступило 5 подержанных «рогатых» из Зальцбурга, усилив парк КП «Электроавтотранс».

«Благодаря полученным тяговым двигателям, подъемникам и запасным частям, которые нам предоставили абсолютно бесплатно, эти троллейбусы смогут работать дольше и ремонтироваться быстрее», – сообщил городской голова Руслан Марцинкив.

Российские обстрелы объектов энергетической инфраструктуры Украины в октябре-ноябре положили начало обратному тренду: в городах начали сокращать частоту движения электротранспорта и закрывать некоторые маршруты, заменяя троллейбусы и трамваи автобусами. К примеру, в середине ноября 2022 года в Запорожье были закрыты четыре троллейбусных и три трамвайных маршрута, ещё на нескольких уменьшился интервал движения. Возобновили движение запорожского электротранспорта только 23 февраля этого года. В некоторых городах иногда возникали критические ситуации, когда из-за перебоев с электроснабжением останавливался весь электротранспорт. Так, например, в Черкассах в начале ноября, что стало следствием ракетных обстрелов 31 октября. Также по факту прекратил работу единственный трамвайный маршрут Житомира.

На восстановление понадобится сотни миллионов и помощь Европы

Одним из вызовов, с которым столкнулся городской электротранспорт в 2022 году – это повреждение инфраструктуры в результате обстрелов. Прежде всего речь идёт о городах, которые находятся или находились в близости к линии фронта. Таким, в частности, был Чернигов в марте, когда русские войска окружили город. Обстрелы вражеской артиллерии привели к значительным повреждениям контактной сети Черниговского троллейбусного управления: 45 из 110 км сети были уничтожены. В результате, когда город был деблокирован в начале апреля, понадобилось два месяца, чтобы частично возобновить работу троллейбусной системы.

«Для полного восстановления контактной троллейбусной сети Чернигова до довоенного состояния нужно 100 миллионов гривен», – сообщил начальник управления транспорта горсовет Александр Рыжий.

В отличие от Чернигова, Харьков получил значительно большие повреждения трамвайной и троллейбусной сети. Город более полугода находилось в непосредственной близости к линии фронта, подвергаясь регулярным обстрелам с вражеской стороны. Больше всего досталось Салтовскому трамвайному депо. В результате около 60 вагонов были полностью уничтожены, еще 50 получили повреждения. Кроме Салтовского депо, повреждения также получили некоторые трамвайные линии и павильоны и остановки общественного транспорта. Харьков ищет средства для восстановления депо.

«Городские власти активно сотрудничают с Европейским инвестиционным банком по оценке разрушений транспортной сферы и прежде всего электрического транспорта, чтобы в будущем восстановить и создать новые маршруты электротранспорта, закупить подвижной состав и внедрить вектор развития зеленого города», – сообщил в начале февраля городской голова Игорь Терехов.

Пополнение парков электротранспорта во время войны

По подсчетам аналитической группы AllTransUA, в прошлом году города Украины получили 52 троллейбусов и 34 трамвая. По-прежнему значительную долю сохраняет бывший подвижной состав из Европы, который, однако, находится в лучшем состоянии, чем украинский.

«В 2022 году украинские города получили 52 единицы подвижного состава, из которых 30 новых и 22 применяемых. В основной массе поставки новых троллейбусов были окончанием поставок в Луцк и Николаев, которые финансировались за средства МФО. Также, Винница и Черновцы приобрели новые троллейбусы за средства местных бюджетов», – утверждают в аналитической группе.

Если говорить о поставках трамваев, то доля б/у подвижного состава ещё выше – 25 из 34. Новые трамваи за средства МФО (6 и 2 соответственно) получили только Киев и Львов. Ещё одним новым трамваем разжилась Одесса.

Часть б/у подвижного состава из Европы была поставлена ​​в виде гуманитарной помощи. Особых успехов в этом направлении достиг Харьков. Город получил 20 трамваев из Праги. В конце 2022 года часть этих вагонов уже курсировала по улицам города. Кроме того, два других чешских города, Брно и Пльзень, тоже выразили желание поддержать Харьков: первое пообещало подарить 2 трамвая и 6 троллейбусов, а второй – 2 троллейбуса. Достоверно известно, что троллейбусы из Плзеня вышли на харьковские маршруты в декабре. Остальные, очевидно, следует ожидать уже в течение текущего года.

Тренды будущего – батарейные троллейбусы и современная инфраструктура

Эксперты советуют городам готовиться к развитию электрического транспорта в рамках послевоенного восстановления, причем не только городам, физически пострадавшим от военных действий, но и всем.

«Электрический транспорт полностью соответствует Европейскому Зеленому Курсу и Европейской стратегии устойчивой и разумной мобильности, и на это точно будут доступны средства, в отличие, например, от закупок дизельных автобусов», – говорит председатель правления общественной организации Vision Zero Виктор Загреба.

По его мнению, фокус внимания следует смещать с подвижного состава на инфраструктуру.

«Если подвижный состав существенно обновлялся в прошлые 10 лет, то инфраструктура – ​​практически нет. Пути, контактные сети, депо — и до войны это всё было технологически и физически устаревшим, с единичными исключениями. Старые технологии подвески проводов, старые решения соединений и другие не позволяют троллейбусам ехать хотя бы со средней скоростью велосипеда. В планы модернизации кроме этого следует включать генерирование возобновляемой энергии для собственного потребления и стационарные батарейные станции. С 2022 года следует делать правильные выводы, и это не отказ от электротранспорта, а его модернизация и повышение устойчивости к катаклизмам», – считает эксперт.

Ещё один момент, на который стоило бы обратить внимание властям городов в текущих условиях, это закупка не стандартных троллейбусов, а батарейных с запасом автономного хода на 20 км. Ведь это как минимум хороший способ быть более устойчивыми к вынужденным отключениям электроэнергии.

Какие закупки электротранспорта ожидают украинские города в ближайшее время

  • Одесса. КП «Одесгорэлектротранс» и «Татра-Юг» подписали контракт на поставку в Одессу 13 низкопольных трамваев модели К1Т306
  • Киев. Девять вагонов от предприятия из Днепра должны получить в текущем году Киев. Оба упомянутых контракта реализуются в рамках финансируемого ЕИБ проекта «Городской общественный транспорт». Также Европейский инвестиционный банк должен профинансировать для столицы закупку троллейбусов с низким полом на сумму 50 млн евро.
  • Хмельницкий. ЕБРР объявил тендер на сумму 16,75 млн. евро на приобретение новых троллейбусов. Как известно, речь идет о приобретении 50 троллейбусов, из которых 10 единиц должны иметь опцию автономного хода. По этому тендеру ориентировочная дата начала закупок – декабрь 2023 года.
  • Полтава. Продолжит выплаты процентов по кредиту ЕБРР, за который были приобретены троллейбусы в предыдущие годы. В этом году город планирует потратить 11,2 млн грн обновления троллейбусной инфраструктуры, в частности, чтобы приобрести новую контактную машину, лабораторию и генератор на 200 кВт.
  • Симферополь. В городе обещают продолжать собирать уже упомянутые троллейбусы с опцией автономного хода, но отмечают, что поставки комплектующих будут зависеть от сложной логистики. Между тем, уже в январе город получил 12 подержанных низкопольных троллейбусов Solaris Trollino от Люблина. Также в этом году Винница будет получать б/у трамваи Tram 2000 из Цюриха, с которым у украинского города уже сформировались многолетние традиции сотрудничества по этому направлению.

Ранее мы писали, что во время воздушной тревоги поезда метро не ездят через киевские мосты, а городская электричка продолжает курсировать открытыми участками и через Днепр. Почему перекрывают движение по мостам, где курсируют поезда метро, ​​рассказал начальник КП «Киевский метрополитен» Виктор Брагинский.

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно тут.

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.