Украинский самолёт был сбит российской ракетой в иранском небе в начале 2020 года
8 января исполняется три года со дня сбития над Тегераном пассажирского самолёта Boeing 737 Международных авиалиний Украины. Погибли все 176 находившихся на борту человек. Среди пассажиров было 24 ребёнка. Почему произошла трагедия? Были наказаны виновники? Разбирался Информатор.
По количеству жертв авиакатастрофа под Тегераном вошла в пятьдесят крупнейших в мире. 8 января 2020 года авиалайнер Boeing 737-8KV авиакомпании «Международные авиалинии Украины (МАУ)» выполнял плановый международный рейс PS752 по маршруту Тегеран – Киев. Приблизительно через 3 минуты после взлета самолёт был сбит двумя ракетами «земля-воздух», выпущенными с базы ВВС Ирана. Он упал на землю в 15 километрах от аэропорта Тегерана. Погибли все находившиеся на его борту 176 человек — 167 пассажиров и 9 членов экипажа.
Сначала гражданские власти Ирана говорили, что авиалайнер потерпел крушение по техническим причинам. Руководство МАУ в ответ заявило, что техническое состояние самолета было хорошим, ошибка пилотов исключена, а экипаж был заранее усилен опытными пилотами, учитывая сложность рейса. В то же время ряд лидеров западных стран, ссылаясь на данные разведки, утверждали, что самолёт был сбит ПВО Ирана.
Наконец, 11 января 2020 года, президент Ирана Хасан Рухани признал, что самолёт был «случайно» сбит ракетами, выпущенными Корпусом стражей Исламской революции. По словам официальных представителей Ирана, причиной трагедии стал человеческий фактор, связанный с возможным ответом США на ракетный удар Ирана по американским военным объектам в Ираке.
По сообщениям иранской стороны, оператор системы ПВО идентифицировал рейс PS752 как крылатую ракету, однако из-за препятствий в связи не доложил об этом командованию и самостоятельно принял решение сбить объект. Две ракеты с интервалом в 20 секунд были запущены комплексом «Тор-М1» российского производства, расположенным в селе Бидганех на западе Тегерана. Boeing врезался в землю в Халаджабаде (пригороде Тегерана) в 15 километрах к северу от аэропорта вылета. Его обломки оказались разбросанными на 300 метров и частично повреждены наземные объекты (в частности, небольшой футбольный стадион).
Катастрофа рейса PS752 произошла на фоне политического кризиса между США и Ираном, спустя всего несколько часов после ракетной атаки на американские военные объекты в Ираке, совершённой КВІР Ирана в ответ на убийство в Багдаде командующего спецподразделения «Аль-Кудс» генерала Касема Сулеймани. За несколько часов до катастрофы Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) перекрыло авиапространство над Ираном, Ираком, Персидским и Оманским заливами для американских пассажирских авиалайнеров. Самолёты авиакомпаний других стран этой ночью вылетали из аэропорта Тегерана в штатном режиме. При этом иранские военные незадолго до крушения рейса 752 просили правительство страны прекратить полёты гражданских самолётов на время ударов по американской базе Айн аль-Асад в Ираке, но их требование почему-то не было выполнено.
Президент Украины Владимир Зеленский 11 января 2020 призвал правительство Ирана привлечь к ответственности виновных в авиакатастрофе и обсудить вопросы компенсации.
Значительную часть погибших пассажиров составляли студенты, аспиранты, исследователи и преподаватели иранского происхождения из 19 университетов Канады, возвращавшихся в Канаду после рождественских каникул. Перелет с пересадкой в Киеве был выбран из соображений экономии и удобства стыковки с рейсом, летящим в Торонто. Поэтому Канада инициировала создание международной координационной группы для родственников жертв катастрофы самолета МАУ, которую возглавил министр иностранных дел Канады Франсуа-Филипп Шампань. В эту группу вошли также Украина, Афганистан, Швеция и Великобритания.
21 января 2020 года Организация гражданской авиации Ирана (CAOI) опубликовала предварительный отчёт причин крушения рейса PS 752, согласно которому лайнер разбился после того, как в него попали две ракеты малой дальности класса «земля-воздух», выпущенные из зенитного ракетного комплекса «Тор-М1». Также из дополненного доклада стало известно, что комплекс ПВО, сбивший украинский авиалайнер, был перемещен незадолго до катастрофы, что привело к изменению географического положения и направления комплекса. «Из-за человеческой ошибки» комплекс ПВО распознал пассажирский самолёт как ракету, двигающуюся с юго-западного направления в сторону Тегерана (Ирак является западным соседом Ирана).
Окончательный отчёт расследования CAOI было опубликовано 17 марта 2021 года. Он подтвердил предварительные выводы.
В июне 2020 года Министерстве иностранных дел Ирана заявили о готовности провести переговоры с Украиной по выплате компенсаций семьям погибших. Однако 9 июля заместитель главы МИД Украины Евгений Енин заявил, что с начала 2020 года Украина направила Ирану 4 предложения о начале переговоров, но конкретную дату так и не удалось согласовать. Правда, 29 июля в Киеве начался первый этап переговоров с Ираном по сбитому рейсу 752. По итогам Тегеран согласился выплатить все нужные компенсации.
«Правда, как отмечает специалист по международному праву Эрик Кучеренко, компенсация в размере 150 тысяч долларов родственникам каждого погибшего на борту самолета, обещанная правительством Ирана, выплачивается в обход Украины, а главное – используется как инструмент давления на них. Иран пытается решить дело без признания противоправности своих действий, что Украина и государства-партнёры считают абсолютно недопустимым», –говорит эксперт.
20 февраля 2021 года военная прокуратура Ирана завершила расследование причин крушения самолёта МАУ и началась подготовка обвинительного акта 10 подозреваемым.
В начале января 2022 года Иран официально заявил Канаде, Швеции, Украине и Британии, что отказывается вести переговоры по поводу катастрофы. 8 января 2022 года Ираном были обнародованы фамилии военнослужащих Корпуса стражей Исламской революции (IRGC), которым инкриминируется служебная халатность, неосторожность и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и других причастных к сбитию пассажирского самолёта МАУ Boeing-737 рейса PS752.
В январе 2022 года МАУ подала иск против Ирана иск в суд Онтарио (Канада). В нём Иран и Корпус стражей исламской революции указаны двумя ответчиками, а авиакомпания требовала компенсации от Ирана. Это был не единственный такой иск. Родственники погибших канадцев уже судились с государством Иран и КСИР. По одному из таких исков в мае 2021 года Верховный суд провинции Онтарио установил, что Иран намеренно сбил украинский самолёт.
Тем временем трагедия пассажирского самолёта обрастала легендами. Израильский режиссер Леонид Канфер во вторую годовщину катастрофы презентовал документальный фильм «Тайна гибели Ромео».
«Почему трагедию до сих пор не расследуют? Почему украинский самолёт МАУ сбит иранцами – не роковая ошибка ПВО «Сторожевых исламской революции», а умышленный, целенаправленный теракт? В фильме рассматриваются обстоятельства, повлекшие трагедию: военный конфликт между Ираном и США, обстоятельства полёта, действия экипажа, состояние самолёта, материально-техническое обеспечение вылетов из аэропортов, особенности военного взаимодействия в Тегеране. Мы изучали обломки самолёта, впечатляющие элементы, логистику производства иракских ракетных выстрелов – и пришли к выводу, что многие обстоятельства станут просто шокирующими. Почему расследование авиакатастрофы не выгодно иранским, американским или даже украинским властям? Как украинский самолёт стал разменной монетой в большой политической игре? И почему Иран до сих пор не выплатил компенсацию родственникам погибших? Об этом в новом фильме режиссера Леонида Канфера», – говорится в аннотации к фильму.
28 декабря 2022 года Украина, Великобритания, Канада и Швеция инициировали арбитражное разбирательство спора по поводу сбития пассажирского самолёта в соответствии с Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации.
«Требуем, чтобы Иран согласился на арбитражное рассмотрение спора, связанного с сбитием самолета рейса PS752 двумя ракетами класса «земля-воздух», запущенными незаконно и намеренно членами подразделения противовоздушной обороны Корпуса стражей Исламской революции Ирана», – говорится в заявлении.
Иран ещё не дал согласия на это. Однако это не имеет значения. Как предусмотрено Монреальской конвенцией 1971 г., если согласие Ирана не будет получено в течение шести месяцев с момента инициирования арбитража, каждое из государств-истцов сможет передать спор в Международный суд ООН. Впрочем, инициированный арбитраж касается исключительно вопросов уголовного преследования виновных.
Как отмечает Специалист по международному праву Эрик Кучеренко, убедившись в бесперспективности переговоров с иранским режимом, особенно в контексте поддержки Тегераном российской агрессии против Украины, государства-члены Международной группы по координации и помощи жертвам рейса PS752 приняли решение о переходе к решению дела с помощью международных судебных и квазисудебных учреждений.
«После инициирования арбитража по треку привлечения виновных к уголовной ответственности уместно ожидать запуска аналогичных процессов и других треков, что позволит сделать подачу заявления в Совет ICAO о нарушении Ираном Чикагской конвенции. Мы должны последовательно использовать все доступные инструменты международного правосудия, чтобы обеспечить справедливость для наших граждан и нашего государства. Именно в этом и есть содержание глобального лидерства Украины», – отметил Эрик Кучеренко.
Как ранее сообщал Информатор, в украинской разведке объяснили, почему Иран не передаёт баллистические ракеты россии.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.