По итогам теста директор Института Юрий Чорнобривец отметил, что высокооктановые бензины в сетях АЗС Украины действительно заводским продуктом, без вмешательства в его состав и модификаций на местах.
После недавнего ажиотажа с вступлением в силу закона № 3769-IX о введении норматива на добавление биоэтанола в бензин А-95 спрос на высокооктановые бензины А – 100 и А – 98 вырос до неслыханных для страны объемов. Причина – закон не требует наличия в них биоэтанола, поэтому многие автомобилисты решили не рисковать и заливать гарантированно обезвоженный бензин. Но все ли продавцы на рынке продают его честно и как определиться в маркировке, ведь у некоторых сетей высокооктановый бензин 98-й, у других 100-й. Разобрались в вопросе эксперты Института потребительских экспертиз, проведшие в июле масштабную проверку самого дорогого горючего на АЗС и проверив его в сертифицированной лаборатории.
Исследование образцов «высокооктана» произошло почти во всех сетях, продающих этот вид бензина. В состав проверенных вошли как крупнейшие всеукраинские сети (WOG, SOCAR, ОККО, UPG), так и серьезные региональные игроки (мощная столичная сеть KLO, многочисленная сеть в Днепре и Днепропетровской области VOSTOKGAZ, полтавская BVS, а также хорошо известные киевлянами станции GRANDPETRO).
Эксперты традиционно разделили результаты, полученные в лаборатории на зоны – «зеленую», «синюю» и «красную». В первую попали сети, результаты которых соответствовали нормативам Евро-5, «синю» – образцы без нарушений, но «без запаса прочности», то есть на грани разрешенных значений. И, наконец, «красная» – сети, топливо на которых не соответствовало нормативам профильного ГОСТа. Образцы были проверены по основным параметрам – октановое число, содержание серы и наличие спирта. Нужно отметить сразу, что красная зона, к счастью, в этот раз отсутствовала.
Высокооктановый бензин – продукт премиальный и дорогой, поэтому речь идет не столько о прибыли, сколько о престиже и репутации. И, похоже, украинские сети с этим вопросом справились на отлично. В зеленой зоне большинство участников, показатели бензинов превышали требования ДСТУ. Эксперты начали с замеров октанового числа, которое является едва ли не основным показателем качества для этого типа горючего. В составе участников 5 сетей декларировали в продаже бензин А-100, а остальные три – 98-й. И экспертам важно было убедиться, соответствуют ли все образцы маркировке. Соответственно, значение для «сотого» должно быть не менее 100 единиц, и 98 – для «девяносто восьмого». Так как заманчиво продавать 98, под видом А-100… Но лабораторные исследования подтвердили – все сети честно продают то горючее, тип которого указан на потолке. Среди «сотых» бензинов наибольшее значение октанового числа зафиксировано у образцов, приобретенных в сети SOCAR и WOG, соответственно, 101,4 и 100,9 единиц. Приличный "запас"! Отличный результат также у фирменного F100KLO(100,5 ед.). При таких показателях октанового числа отдача двигателя на полную мощность обеспечена. Удивил экспертов высокооктановый бензин в сети VOSTOKGAZ. Он продается как 98-й, а по факту октановое число равно 100. Солидно. GRANDPETROL и BVS (маркированные на потолке именно как 98-й) тоже имеют запас – показатели 98,7 и 98,6 соответственно.
Далее померили содержание серы – ее в таком бензине должно быть минимум. Это вредное вещество – чем больше его в горючем, тем меньше будет ресурс двигателя, тем быстрее выйдет из строя топливная система. 10 мг/кг – максимум, который допускает норматив Евро 5. Почти отсутствует вредная сера в образцах WOG-3 мг/кг, и SOCAR-4 мг/кг. Почти вдвое ниже норматива оказалось у KLO и VOSTOKGAZ – всего по 5 мг/кг.
И наконец, проверили содержание этанола. Прогнозируемо, он ни у одного из участников обнаружен не был.
В синюю зону попали всеукраинская сеть ОККО и UPG. Это также абсолютно кондиционное и качественное горючее, но с показателями, которые вплотную приблизились к предельным нормам. В частности, октановое число в обеих сетях застыло на отметке ровно 100. Также в образце UPG обнаружено незначительное количество биоэтанола – 0,5%. Это укладывается в норматив – до 5%, но это уже не полное отсутствие.
По итогам теста директор Института Юрий Чорнобривец отметил, что «высокооктановые бензины в сетях АЗС Украины действительно заводский продукт, без вмешательства в его состав и модификаций «на местах».
Как сообщалось ранее, в мае эксперты Института потребительских экспертиз обнаружили, что 20% дизельного горючего на украинских заправках было фальсификатом. Так что очередная проверка не предвещала ничего хорошего, ведь сейчас, по словам экспертов, маржа на продаже дизеля достигает 10 гривен на литре. Такой заработок – это сверхприбыли для «бодяжников», поскольку они еще не платят налоги. Но реальная ситуация оказалась противоположной – только две пробы из 17 имели нарушения, но и те не катастрофические. Эксперты говорят, что возможными причинами таких неожиданных улучшений стало возвращение в законное поле стандартов Евро 5 и соответствующее усиление контроля со стороны карательных органов за нелегальными производствами. Факт остается фактом – в июне риск нарваться на не качественную «солярку» остался только у самых ярых «бодяжников» и подзаборных «бочек», которым вообще законы не писаны. Об этом сообщает Институт потребительских экспертиз.