Обсуждаем вопрос здравоохранения с точки зрения медперсонала
30 лет — отличный возраст, чтобы подвести итог. В Украине произошла масса изменений, свидетелями которых были и есть несколько поколений. Теперь страна отличается от той, которая досталась нам после СССР, но что изменилось?
Информатор продолжает цикл статей ко Дню Независимости Украины. Сегодня обсуждаем вопрос здравоохранения с точки зрения медперсонала.
С начала независимости и до 2013 года в Украине количество медицинских учреждений сократилось более, чем в полтора раза. Потом статистика приводит данные без учета ОРДЛО и Крыма, но тенденция не изменилась — больницы продолжают закрываться. Может ли это свидетельствовать о загнивании системы здравоохранения?
В 1991 году от Советского Союза Украине досталась система Семашко. Оценивать ее однозначно нельзя: семейных врачей мало, а специалистов много, инфраструктура мощная, а бюджет маленький.
"Сама сеть лечебных учреждений была развитая. Можно было бы говорить о недостаточном количестве семейных врачей (или что раньше называлось обычным терапевтом) и достаточно большом количестве тех специалистов, которые были в больничном фонде. Но это обычные диспропорции, с которыми входили в начало этого тысячелетия многие страны, не только Украина. Система была заточена на то, чтобы максимально предоставлять необходимую помощь как на уровне амбулаторий, так и на уровне других учреждений, покрывая при этом все население. Бедность 90-х годов, недофинансирование, которое было связано с процессами развала Советского Союза, — это естественно та характеристика, с которой нам приходилось жить".
Такое мнение о медицине 90-х выразила Ирина Акимова. Именно под ее руководством в 2011 году в стране впервые начали реформы. В то время Ирина занимала должность первого заместителя Главы Администрации Президента. Она рассказала о задачах, которые стояли перед тогдашним Министром здравоохранения — Ильей Емцем.
Прежде всего, в перестройке нуждалась система финансирования. Перемены должны были дать стимул врачам работать и лечить пациентов в соответствии с международными стандартами. А те в свою очередь должны были следить за своим здоровьем и не доводить его до крайне тяжелой степени.
“Такое уже пытались сделать несколько раз различные группы медиков в начале 2000-х годов. То есть попытки реформирования в этом направлении (по крайней мере, разговоры об этом реформировании) были. Они не были реализованы полностью”.
К реформам подошли с умом — по словам Ирины, за один стол попытались посадить практикующих медиков и финансистов. Решили начать с первичной помощи — чтобы оказывать ее своевременно и не допускать развития сложных заболеваний. Для этого хотели развивать и дополнять амбулатории и ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты) как в городах, так и в селах. А еще развивать семейную медицину.
Вторая задача — это скорая помощь. Реформаторы хотели организовать диспетчерские таким образом, чтобы свести к минимуму время езды до больного, определять, где находится машина и до какого больничного пункта ей ближе всего.
Первичная медицина и “скорая помощь” стали одними из приоритетов реформы
Третья задача — больничное лечение. Его еще называют вторым уровнем в медицине. Этот пункт вызвал много дискуссий. Он подразумевал строительство больничных округов в регионах, объединение учреждений и концентрацию лучших специалистов, оборудования и финансирования в них. Некоторые слышали “увольнение” в красивом слове “реструктуризация”. Но Ирина Акимова пояснила, что сокращение на повестке дня не стояло.
“Всегда существуют группы, у которых будут опасения, какие-то негативные ожидания потому, что затронуты их непосредственные интересы, и другая группа, которая будет видеть для себя большую перспективу роста. Точно так же и в реформе здравоохранения. Первое, с чем естественно сталкивается любой человек, который пытается объединить структуры в системе -это опасения тех, которые в ней работает, что они потеряют место работы. Если сейчас посмотреть документы тех лет, вы не увидите нигде заявления о том, что нужно сократить врачей второго уровня или резко всех перевести на первый уровень”.
Перспектива роста заключалась в бесплатном переобучении и переводе в другие медицинские подразделения. К слову, в системе образования сделали акцент на увеличении количества семейных врачей. Выбор областей для пилотных проектов пал на Днепропетровскую, Винницкую, Донецкую области и Киев.
По словам Ирины Акимовой, пионерами в контексте реформы они не были. То же самое можно сказать и о нововведениях при Ульяне Супрун - и.о. министра здравоохранения в 2016 году. Задачи, которые стояли перед главой здравоохранения пятью годами ранее, отчасти напоминают и то, что внедряли и сторонники Супрун. За исключением нескольких пунктов. На переплетения реформ обратил внимание и ответственный секретарь Украинского медицинского экспертного союза Иван Каминский. И более того — истоки он нашел еще задолго до 2011 года.
“Никто ничего нового не внедрил. Если мы говорим о семейной медицине, то первые ласточки были уже в 80 годах прошлого столетия, то есть во времена Советского Союза. Из терапевтов уже формировалось ядро докторов, и уже тогда определенные шаги были по оказанию первичной медико-санитарной помощи”.
Реформа Супрун позволила пациентам выбирать семейных врачей и заключать с ними декларации. За каждый договор доктор получал доплату — отсюда и стимул работать. А для пациентов больше не существовало ограничений в виде закрепления за врачом по месту прописки. Отныне государственные учреждения могли конкурировать с частными за внимание клиента.
Размер зарплаты семейного доктора стала зависеть от доверия пациента к нему
Иван Каминский сравнил это с рыночными отношениями в экономике и выразил надежду на улучшение качества оказываемых медицинских услуг. Вместе с тем он отметил, что приказ №504 МОЗ понизил профессионализм семейных врачей — они вынуждены сконцентрироваться на одних обязанностях и пропускать другие. Привел в пример онкологический скрининг или систему стоматологии, при которых ротовую полость во время профосмотров мало кто осматривает. Из-за этого растет количество случаев заболевания раком ротовой полости — примерно в 5-6 раз.
“Это большой негатив, что мы потеряли в какой-то мере профессиональный подход. Семейный врач набрал себе по декларациям пациентов. Он их вроде бы обслуживает, но того качества, которое было раньше, не хватает”.
По словам Ивана Каминского, проблему бы решило обучение, тренинги и самообразование.
Специалист акцентировал и на новшестве — создании НСЗУ (Национальная служба здоровья Украины), которая выступает посредником и покрывает расходы на медицинские услуги медучреждениям, чтобы за них не платили пациенты. Услуги объединены в условные пакеты, а сам проект получил название “программа медицинских гарантий”. Иван Каминский отметил, что с каждым годом количество пакетов растет. Впрочем, и здесь он увидел общую черту с прежней системой, но раньше это были субвенции.
“Кто понимает, о чем написано в бюджетном кодексе о распорядителях средств, тот знает, о чем я говорю”.
Ирина Акимова считает, что как бы мы ни называли реформу перспективной и правильной, она не будет считаться таковой, если государственные выплаты ниже реальной стоимости услуг.
Доходы медиков — один из минусов реформы 2018 года по мнению Ивана Каминского. А если точнее — дифференциация зарплат.
“Иными словами семейные врачи могут получать те же деньги, что и хирург или онколог. Это психологическая травма у тех врачей, которые всегда считались немного лучше потому, что у узкопрофильных специалистов опыт немного больше”.
Ирина Акимова сказала, что по Конституции необходимая сумма для медицины - 5% ВВП и добавила, что у нас финансирование держится на уровне 3-3,7%.
“Нет денег — люди работать не будут. Если у них есть альтернативный путь — например, уйти в коммерческую медицину. Очень многие врачи так делают, но слава Богу, что в Украине. Или уехать за пределы, где им предлагают намного лучшие условия и подтверждают наш диплом - я сейчас говорю в первую очередь о Польше. Хотя не только Польша начинает переманивать наши кадры. Этот человеческий ресурс восстановить с такой зарплатой нельзя”.
Иван Каминский считает, что оптимальный размер трат государства на медицину — 7-8%. Однако, сравнивая финансирование, специалист сказал, что и во времена Советского Союза, и на протяжении всей независимости Украины финансирование государством сферы здравоохранения было недостаточным. По данным министерства финансов, на 2021 год запланировано 4,3% от ВВП на медицину. Желанные 5% планируют достичь в 2023 году.
В июне средняя зарплата сотрудников сферы здравоохранения составила 12 тыс. 317 грн. Это данные из госстата. Также там есть статистика среднемесячных зарплат всего по экономическим отраслям, и отдельной строкой вынесена “охрана здоровья” с 1994 по 2012 года. Очевидно, что доходы медиков росли. Но сможет ли в четвертом десятилетии своей независимости линия их зарплат превысить средний показатель по стране?
Ранее мы сообщали, сколько в разных городах Украины зарабатывают учителя, строители и врачи. Также читайте о том, как менялись зарплаты украинцев и количество населения в течение всей независимости нашей страны.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.
София Елагина