С 1 мая на всех АЗС Украины вместо А-95 будут наливать Е5: как изменятся цены и качество

На заправках может увеличиться разброс цен на бензин — разница на литре может достигать 10 гривен

АЗС Фото: Getty Images
АЗС Фото: Getty Images

С 1 мая изменяются законодательные требования к бензину, теперь в нем обязательно должно быть не менее 5% биоэтанола. Закон, прописывающий это нововведение, парламент принял еще в прошлом году, но для адаптации рынка депутаты тогда предусмотрели переходный период. 

« В ЕС уже давно действует похожая норма, и завозимое к нам из Европы топливо уже содержит «зеленую» добавку, — говорит руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. 

Считается, что небольшая часть биоэтанола в топливе делает бензин более «чистым», что благотворно действует на экологию. Собственно, в рамках адаптации украинского законодательства к европейскому и была принята эта норма. Впрочем, в украинских реалиях возможны не совсем приятные для водителей нюансы.

«Качество топлива сейчас фактически не контролируется, что открывает большие возможности для различных «экспериментов» с бензином, тем более что добавлять биоэтанол продавцам выгодно по цене (спирт намного дешевле чистого бензина). Если же нормы присадок будут превышены или станут «бродяжничать» с некачественным биоэтанолом, автовладельцы это сразу заметят — сократится период езды без ремонта, могут выходить из строя разные системы машины и т.п.», — пояснил Рябцев. 

Что будет с ценами

Биобензин производят путем смешивания на нефтебазах базового бензина, близкого по характеристикам А-92, со спиртом. Добавлять биокомпоненты могут производители — европейские или отечественные. В Европе норма о биокомпонентах в бензине действует уже более 15 лет. Сейчас производители ЕС производят биобензин стандарта Е10. Но, согласно украинскому законодательству, у нас бензин должен быть другого стандарта – Е5.

Цены на топливо в сетевых АЗС Украины

Image Обновлено по состоянию на 25.04.2025
А95+
А95
ДП
ГАЗ
KLO
56.89
55.49
55.89
36.5
SOCAR
59.82
56.66
55.82
35.82
WOG
60.99
57.99
56.99
36.98
БРСМ-Нафта
-
50.72
49.38
33.72
ОККО
60.99
57.99
56.99
36.99
Укрнафта
55.99
52.99
51.99
33.99

«Он не типичен для Европы, поэтому будет дороже закупок. Для производства Е5 производителям нужно запустить отдельные мощности – резервуары, наличные эстакады. За это они просят у нас дополнительно 15-25 долларов в тонне. Это плюс 50-80 копеек на литре. Надеюсь, в мае из-за снижения цен на нефть мы получим удешевление бензина на 3 гривны за литр, поэтому биооценку водители не заметят», — прогнозирует руководитель компании «А-95» Куюн.

Владелец компании «Прайм» (импортер горючего) Дмитрий Леушкин называет два варианта обеспечения биотопливом — либо завозить готовое из Европы, но оно действительно может оказаться более дорогим, либо «лить здесь». В последнем случае, по его словам, "разбавлять" бензин спиртом может оказаться очень выгодно.

«Себестоимость литра бензина из наших мини-НПЗ с добавлением спирта составляет около 22 гривен. Для сравнения: импортное топливо стоит на границе 46-48 гривен за литр. Несложные подсчеты показывают, что у местных производителей есть шансы заработать сумасшедшие деньги. Что при желании позволит им «поделиться» с потребителями — дать скидки на горючее», — говорит Геннадий Рябцев.

Но, разумеется, возможность предоставлять такие скидки появится только в том случае, если производители станут использовать недорогие спирты, прежде всего отечественного производства, поскольку, по словам Рябцева, высококлассный импортный биоэтанол стоит дорого.

«Вероятнее всего, украинские АЗС разделятся на две категории — те, кто начнет закупать дорогой импортный бензин с биоэтанолом (этим путем могут пойти большие сети), и те, кто сделает ставку на недорогую продукцию отечественных мини-НПЗ (мелкие региональные сети)», — отметил Рябцев
. 10 гривен.

Как ездить на биотопливе

Рябцев отмечает, что в украинских реалиях требование о «спирте в бензине» связано с несколькими рисками. Главный – удар по качеству топлива.

«Проблема в том, что нет законодательно утвержденных стандартов и регламентов нового бензина. Это дает производителям простор для маневра. Иными словами, если раньше «бодяжничество» считалось правонарушением, то сейчас его фактически узаконили. Ситуацию усугубляет отсутствие массового мониторинга качества топлива на АЗС со стороны государственных контролирующих органов. А если да, то к бензину можно добавлять 5% спирта, а можно 10% или даже 20% — все по усмотрению производителя. Если биокомпонент позволяет сэкономить на себестоимости, не исключено, что найдутся желающие поэкспериментировать», — предположил Рябцев.

По его словам, если в бензин добавить 5% биоэтанола, то, вероятнее всего, на работе автомобильного двигателя это никак не скажется. Но вот в случае превышения этой нормы могут быть проблемы, особенно в жару.

«Топливные системы авто, выпущенные до 2005 года, вообще не приспособлены к биотопливу. А в случае превышения норм по содержанию биокомпонентов, может снизиться срок эксплуатации авто между ремонтами (проще говоря, машина будет чаще ломаться). Также не исключено расслоение топлива, начнут чаще гореть прокладки, возможно снижение мощности двигателя», — перечисляет Рябцев.

«У спирта плотность около 0,8 г/куб см, у бензина – 0,74. Поэтому смесь имеет свойство расслаиваться, а через 10 дней при хранении без движения (например, в емкостях на АЗС) спирт выпадает в осадок. Поэтому некоторые водители будут заправляться чистым бензином (верхним слоем), а некоторые чуть ли не чистым спиртом. Последствия для тех, кому не повезет, плачевны – придется ехать на СТО», – объяснил Леушкин.

Куюн отмечает, что проблема биоэтанола в том, что он гигроскопичен, то есть абсорбирует воду, после этого бензиновая смесь расслаивается и теряет свои свойства.

«Поставщик может закупить качественный Е5, но если у него в бензовозе, резервуаре, на нефтебазе или АЗС есть подтоварная вода, — будут проблемы. Думаю, первые два месяца — май и июнь — будут исполнены сюрпризов, проклятий и жалоб», — предположил Куюн.

Леушкин добавил, что поскольку спирт в теплое время года быстро испаряется, некоторые АЗС начнут «накручивать» колонки, то есть недоливать горючее в баки, чтобы таким образом компенсировать «летучесть» нового горючего.

"А могут, чтобы предотвратить испарение, вообще добавлять "тяжелую" химию, содержащую, в частности, свинец. Это еще хуже, поскольку крайне опасно для здоровья тех, кто непосредственно держит шланг бензоколонки во время заправки", - рассказал Леушкин.

Таким образом, с 1 мая на отечественном рынке усилится расслоение бензина по качеству и цене. Можно будет купить качественное топливо, но за него придется переплачивать. В то же время станет больше недорогого бензина, но вот какими будут последствия езды на нем — вопрос открытый.

Как ранее сообщал Информатор, в Украину начался импорт спиртосодержащего бензина Е5. Первыми были сети АЗС ОККО, Аmic и WOG. В связи с введением с 1 мая 2025 года в Украине обязательной квоты на биокомпоненты отдельные европейские НПЗ уже начали производство такого топлива для Украины.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube