Биоэтанол – это спирт, который производится из растительного сырья, например, кукурузы, и добавляется к бензину как компонент, снижающий вредные выбросы в атмосферу.
С 1 мая 2025 года в Украине начинается продажа бензина с обязательным содержанием биоэтанола. У водителей есть опасения, что это повлияет на цену и качество топлива. Что реально изменится для потребителей и для чего этот шаг, объясняют эксперты.
С 1 мая 2025 на украинских автозаправочных станциях начнут продавать бензин, в составе которого должно быть 5% биоэтанола. Это предусмотрено изменениями в законодательстве об обязательности использования жидкого биотоплива (биокомпонентов) в области транспорта, принятыми еще в прошлом году.
"На самом деле никакой революции не произойдет, ведь подобное горючее в Украину уже давно завозится из Европы", – объясняет аналитик консалтинговой компании "Нафторинок" Александр Сиренко. Он подчеркнул, что с мая на АЗС начнется именно реализация бензина с содержанием спирта, а не собственно добавление биоэтанола непосредственно на автозаправочной станции.
Директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн отметил, что биоэтанол – это спирт, производимый из растительного сырья, например, кукурузы, и добавляется к бензину как компонент, снижающий вредные выбросы в атмосферу. В Европе и США такие примеси давно являются нормой. К примеру, в ЕС активно используют марки E5 и E10, а в Бразилии биоэтанол может составлять до 80% в топливе.
С начала полномасштабной войны Украина начала активно импортировать горючее из ЕС, так что даже не осознавая этого, украинцы уже давно пользуются бензином с содержанием биоэтанола.
Стоит ли водителям беспокоиться о качестве нового топлива? По словам Александра Сиренко, бензин со спиртом абсолютно безопасен. "Это тот же бензин и украинцы уже его потребляют некоторое время", – напоминает он. Смесь из 5% спирта не вредит двигателю и отвечает современным стандартам качества. К тому же во многих странах мира это обязательная норма, не вызывающая нареканий.
По словам Сергея Куюна, в Европе уже более полутора десятилетий действует требование обязательного содержания биоэтанола в бензине. Автомобили там такие же, как и в Украине – просто вместо вредных октаноповышающих примесей используют более безопасные, экологичные компоненты.
Эксперт отметил, что большинство современных двигателей без проблем работают с топливом, в котором биоэтанол составляет до 30%. А добавление всего 5% этого компонента останется практически незаметным, даже для авто с большим пробегом или старшего поколения.
Однако есть определенные технические нюансы, о которых должны позаботиться АЗС. Биоэтанол – гигроскопическое вещество, то есть он активно впитывает воду. Если резервуар на заправке не очищен или имеет загрязнение, риск попадания посторонних веществ в бак автомобиля.
Именно поэтому теперь операторам АЗС придется тщательнее следить за чистотой резервуаров, проводить дополнительные проверки и обслуживание оборудования. Большие сети, которые дорожат репутацией, уже к этому подготовлены.
"Проблемы могут возникнуть на мелких или малоизвестных АЗС", – прокомментировал эксперт.
Что касается цены, то существенного подорожания ждать не стоит, говорят в отрасли. Разница в стоимости биоэтанольного бензина и обычного 95 будет небольшой, всего 20-40 евро на тонне. В пересчете на литр это почти незаметные изменения.
"Мы ожидаем в целом удешевление нефтепродуктов на 3-5 гривен на потолке", – добавляет Сиренко. Он пояснил, что это в основном обусловлено понижением мировых цен на нефть в связи с лихорадкой на нефтяном рынке.
Хотя перемены официально стартуют с 1 мая, украинские автомобилисты уже давно фактически пользуются таким горючим и никаких массовых нареканий не возникало. Биоэтанол не влияет негативно на двигатель, особенно если речь идет о современных авто, которые рассчитаны на использование топлива европейского образца.
Александр Сиренко советует автовладельцам не играть в "химиков" и не экспериментировать с присадками самостоятельно. Лучше что можно сделать по безопасности своего автомобиля – это заправляться на проверенных АЗС по крайней мере в ближайшие 2-3 месяца и доверять сертифицированному горючему.
"Если что-нибудь случится на большой сетевой заправке – всегда легче обратиться в сервис. А вот если это случится где-то на трассе на малоизвестной АЗС, даже номер телефона не всегда найдешь", – добавляет эксперт.
Как ранее сообщал Информатор, в связи с введением с 1 мая 2025 года в Украине обязательной квоты на биокомпоненты отдельные европейские НПЗ уже начали производство такого топлива для Украины. В Украину начался импорт спиртосодержащего бензина Е5. Об этом 16 апреля сообщили в Консалтинговой группе "А-95". Первыми были сети АЗС Аmic и WOG.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.