В течение января-мая 2023 года спрэд между оптом и розницей составил 9,7-9,8 гривны за литр, сейчас почти вдвое меньше
В Украине из-за увеличения налогов цены на топливо до сих пор имеют потенциал для роста. Они могут приблизиться к 60 гривен за литр, но не пересекут этот предел. Дефицит не прогнозируется.
Об этом говорится в материале директора Консалтинговой группы "А-95" Сергея Куюна для "Зеркала недели". По его словам, в течение января-мая 2023 года спред между группой и розницей составлял 9,7-9,8 гривны за литр, пока почти вдвое меньше. Этот показатель можно принимать в качестве индикатора розничной наценки.
При этом, по мнению Куюна, вряд ли отставание розничных цен на 4-5 гривны за литр в полной мере описывает потенциал для дальнейшего роста. Очевидно, новый ценовой уровень и близость неприятной отметки в 60 гривны за литр приведут к сокращению наценки АЗС на 2-3 гривны за литр. Соответственно, вероятный потенциал удорожания розницы составляет не более 2 гривен за литр. На это также указывает значительное сокращение маржи у небольших сетей АЗС, которые в августе работают с минимальной за последние полтора года наценкой.
"За исключением транспортных и эксплуатационных расходов сегодня маржа приближается к нулю", - сказал в комментарии изданию представитель небольшой сети АЗС.
Маловероятно, что цены на колонках составят 60 гривен за литр, как многим кажется. О таком уровне можно будет говорить, если мировая цена на нефть приблизится к 90 долларов за баррель.
По словам директора группы компаний PRIME Дмитрия Леушкина, существует такая математическая зависимость: если нефть стоит 85 долларов за баррель, то цена бензина на наших АЗС составляет 55 гривен за литр, если 87 долларов за баррель — то 57 гривен за литр. То есть, если цена на нефть в мире снижается, украинцам стоит ожидать снижения цены на бензин, однако этот процесс происходит с опозданием в две-три недели.
"Построена совершенно новая система поставки топлива. Она и географически новая, мы сейчас везем все через западную границу. И логистически, потому что у нас 50% импорта сейчас заезжает бензовозами", - рассказал Куюн в комментарии ТСН.ua.
По его словам, сейчас наша страна имеет гибкую систему, которая может функционировать, несмотря на войну и обстрелы. А вот цены стали расти. Во-первых, с июля вернули акцизы горючего на довоенный период – с 7 до 20%. Во-вторых, мировые цены на нефть тоже подскочили – с 75 до 85 долларов за баррель.
"Хранится еще некоторый потенциал, мне кажется, на 1-2 гривны за литр на бензин, дизтопливо. Где-то 1 гривна на сжиженный газ, и после этого мы будем зависеть от одного фактора – это фактор мировых цен", - прогнозирует эксперт .
По мнению директора энергетических и инфраструктурных программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, автолюбителям в Украине не стоит ожидать резкого скачка цен, как это было в июле. Ведь действующие сейчас факторы - спрос со стороны аграриев и стоимость нефти на международных рынках, "не так сильны, как восстановление налогов". Если цены вырастут, то не больше чем на 1,5-2 гривны за литр.
"Не думаю, что будет слишком существенное подорожание до 60 гривен и больше литра, как некоторые прогнозировали. Но восходящий тренд сохранится", - убежден директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.
По последним данным Auto.ria, стоимость бензина А-95+ повысилась на 2 копейки – до 54,99 гривны за литр. Популярный А-95 на 5 копеек дороже, чем накануне – 52,96 гривны за литр. Бензин А-92 на АЗС реализуют по 50,71 гривны за литр. Средняя стоимость дизельного топлива выросла на 6 копеек – до 52,55 гривны за литр. Автогаз подорожал на 4 копейки – 23,40 гривны за литр. Средние цены на топливо в Украине:
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.