Кризис будет длиться 2-3 месяца
С 5 декабря начинает работать ценовой потолок для российской нефти, а ряд европейских стран начинает эмбарго поставок российской нефти. Как это отразится на рынке? Возможен ли дефицит и подорожание нефтепродуктов, экспортируемых Украиной из ЕС? Эти вопросы журналист Сергей Шишкин задал аналитику консалтинговой группы «А-95» Ивану Марченкову.
С 5 декабря начинает работать ценовой потолок для российской нефти. Она обеспечивается тем, что страховые компании будут вынуждены отказаться от оформления грузов нефти, если по документам цена на неё будет выше определённого предела: 60 $ за баррель. Российские экспортеры пытаются обойти эти ограничения, для чего закупают свой танкерный флот, чтобы везти нефть в страны Азии.
«Есть логистические трудности с поставкой топлива. Также есть дефицит дизтоплива в Европе из-за эмбарго на поставку российской нефти, которое начало работать 5 декабря. Поэтому большинство НПЗ Европы остановили переработку российской нефти. Есть исключения для Венгрии и Чехии. Пока что Польша перерабатывает российскую нефть. Однако морской импорт российской нефти останавливается», – говорит Иван Марченков.
Поэтому идёт процесс переориентации потоков из россии на другие источники поставок. Так, недавно Венесуэла получила разрешение на экспорт нефти в США. Chevron Corporation получила этот статус на полгода. Весь мир пытается как-то решить эту проблему. 4 декабря ОПЕК приняла решение не уменьшать добычу нефти. Поэтому, по крайней мере, 2 месяца страны ОПЕК будут производить столько же нефти, сколько и сейчас.
«Перебои с электричеством и массовое использование генераторов в Украине увеличили количество топлива, которое мы потребляем. Я лично стараюсь всегда держать полный бак в своей машине. При этом я понимаю, что рынок не пересохнет. Топливо будет. Вопросы в цене. Возможно удорожание в пределах 2-3 гривен за литр», – говорит Иван Марченков.
Сейчас растут премии на поставку корабельных партий в порты Черного моря. Это рыночный процесс. Если есть спрос, растут цены. Кроме того, повышение премий делает рентабельным поставки горючего из более отдаленных регионов.
«В настоящее время рынок ищет точку равновесия. Эмбарго на российскую нефть, ковидные ограничения и массовые протесты в Китае очень затрудняют прогнозирование. Относительно роста цен на горючее зима будет сложной. Ведь 2-3 месяца нужно на то, чтобы рынок сбалансировался. Чтобы маршруты, которые сейчас строят нефтеперерабатывающие компании, стабилизировались. После этого упадут премии и риск дефицита. Но на это нужно время», – заверил Иван Марченков.
«Не паникуем. Держим полными баки в автомобилях, но не заливаем его в канистры, чтобы не создавать дополнительного ажиотажа. Кризис продлится пару месяцев. Удорожание топлива будет, но небольшое. Мы видели и более значительные ценовые скачки», – подытожил беседы Сергей Шишкин.
Как ранее сообщал Информатор, сети АЗС фиксируют рост спроса на горючее. Это полная неожиданность, ведь рынок вошёл в «мёртвый» сезон. В отличие от дизтоплива, которое в основном потребляет промышленность, это чисто автомобильное топливо для частного транспорта. Именно это, прежде всего, указывает на появление нового потребителя – генераторов.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.