С помощью смс-информирования от ПриватБанка клиентка узнала, что договоры были автоматически продлены на новый срок
Женщина обратилась в ПриватБанк с просьбой вернуть депозиты по истечении срока. Специалистка по обслуживанию клиентов банка отказала в возвращении депозитов, ссылаясь на то, что она якобы опоздала на день, и договоры депозитов были автоматически продлены. Об этом идет речь в решении Харьковского районного суда Харьковской области, опубликованном 5 мая 2025 года.
До 30 апреля 2021 года включительно действовал депозитный договор «Стандарт» срочный на 12 месяцев от 18.04.2016 года на сумму вклада 1 652 евро, заключенный между ней и ПриватБанком. Кроме того, до 29 апреля 2021 года действовал депозитный договор «Стандарт» срочный на 12 месяцев от 23.04.2018 года на сумму вклада 3 199 долларов. Согласно п. 21 Депозитных договоров она имела право вернуть вклад «в течение 5 календарных дней после даты истечения каждого срока вклада. Если окончание срока вклада приходится на выходной день, то выплата вклада производится в первый рабочий для банка день». Информация о сроке действия договоров была указана в мобильном приложении по вкладам Мои вклады и системе Приват-24. Кроме того, информация об истечении сроков действия договоров и продлении на новые сроки указана в выписках по договорам АО КБ «ПриватБанк» от 13.08.2021 года. С помощью смс-информирования от банка клиентка узнала, что договоры были автоматически продлены на новый срок, уже через сутки после окончания их срока и даже в выходные дни, в майские праздники, которые были 1,2,3,4 мая. В связи с тем, что с 29 апреля по 11 мая 2021 года гражданка болела острым синуситом, что подтверждено соответствующей медицинской документацией, а 1,2,3,4,8,9,10 мая 2021 года - выходные дни, в первый рабочий день 11 мая 2021 года обратилась в банк с просьбой вернуть депозиты по истечении срока. Специалист по обслуживанию клиентов банка отказала в возвращении депозитов, ссылаясь на то, что она якобы опоздала на день, и договоры депозитов были автоматически продлены. После обращения в отделение заявка на расторжение договоров была принята банком, но в удовлетворении безосновательно отказано.
Указанные договоры женщина заключала при других жизненных условиях, которые в настоящее время изменились. В настоящее время она имеет ребенка, платит кредит на жилье, а также потеряла право на получение жилищной субсидии. В связи с нарушениями банка, ей причинен материальный ущерб, который исчислен последней в размере 49 евро, 95 долларов, 19 403 гривен (упущена выгода в результате отсутствия субсидии) и моральный ущерб на сумму 20 тысяч гривен, в связи с потерей сна и спокойствия.
"Женщина является клиентом АО КБ "ПриватБанк", с которой заключены срочные депозитные договоры от 18.04.2016 года и от 23.04.2018 года. Срок действия депозита в сумме 1 652 евро до 30.04.2021 года. Срок действия депозита в сумме 3 199 долларов до 29.04.2021 года. Так, согласно выписке по счетам срочный вклад в сумме 1 652 евро продлен 03.05.2021 года, срочный вклад в сумме 3199 долларов продлен 02.05.2021 года. В соответствии с положениями депозитных договоров, а именно пунктов 14-21 и 4-5, определено: Продолжение вклада на новый срок. По истечении срока вклада банк имеет право перечислить средства по депозиту на вклад "До востребования". Если по истечении 3-х календарных дней после поступления денег на вклад "До востребования" вы не запросили сумму вклада или ее часть, вы поручаете банку перечислить всю сумму средств с вклада "До востребования" на депозит. При этом процентная ставка по вкладу на новый срок соответствует ставке, действующей в банке для вновь оформляемых вкладов данного наименования и сроку на дату зачисления средств на депозитный счет. Новый срок вклада исчисляется с даты поступления денег на депозит с вклада "До востребования". Если банк не перечислил средства по депозиту на ваш вклад "До востребования", то вклад автоматически продлевается еще на один срок. Срок вклада продлевается неоднократно без вашей явки в банк. Новый срок вклада начинается со дня, следующего за датой истечения предыдущего срока вклада. Таким образом, в соответствии с нормами закона и положениями депозитных договоров банком был продлен вклад на сумму 1 652 евро 03.05.2021 года (последний день 30.04.2021 года) и вклад на сумму 3 199 долларов 02.05.2021 года (последний день 29.04.2021 года). Истцей не предоставлено доказательств о требовании вернуть вклад не только в дату в соответствии с договором, но и в любую другую дату. Положениями подписанных с истцей договоров четко установлены условия продления и возврата вклада. Ссылка истицы на то, что она находилась на больничном, учитывая условия депозитных договоров, не является основанием для возобновления или прерывания срока обращения с требованием о выплате вклада. Также истцей к иску не предоставлено доказательств пребывания на больничном вообще", - заявили в ПриватБанке.
Согласно предоставленным ПриватБанком сведениям, с которыми согласилась женщина, срок действия депозита в сумме 1 652 евро до 30.04.2021 года, срок действия депозита в сумме 3 199 долларов до 29.04.2021 года. В соответствии с условиями заключенных между сторонами депозитных договоров, она имела право требовать возврата вкладов в течение 5 календарных дней после даты окончания каждого срока вклада. То есть последний день требовать возврата вклада в сумме 1 652 евро 05.05.2021 года, вклада в сумме 3 199 долларов 04.05.2021 года. Поскольку 04.05.2021 года был выходным днем, то выплата вклада перенесена на первый рабочий день, то есть на 05.05.2021 года. Таким образом, последним днем возврата обоих депозитов было 05.05.2021 года.
"Истица обратилась в банк с требованием о возврате вкладов 11 мая 2021 года, то есть на шестой день после окончания предусмотренного депозитными договорами 5-дневного срока, в связи с чем банк в соответствии с положениями договоров автоматически продлил сроки вкладов на новый срок и отказал в досрочном возврате вклада. Согласно статье 610 ГК Украины нарушением обязательства является его неисполнение или исполнение с нарушением условий, определенных содержанием обязательства (ненадлежащее исполнение). Поскольку продление срока действия депозитных договоров произошло в соответствии с условиями заключенных между сторонами депозитных договоров, нарушение обязательства со стороны банка в этой части не усматривается", - указывается в материалах дела.
Суд отказал женщине в удовлетворении иска. ПриватБанк, продлевая срок спорных вкладов на новый срок и отказывая клиентке в досрочном возврате вкладов, действовал в соответствии с условиями заключенных между сторонами депозитных договоров.
"Ссылка истцы на уважительность причин невозможности своевременного обращения в банк относительно истребования вкладов, поскольку в период с 29.04.2021 года по 11.05.2021 года она проходила лечение в связи с острым синуситом, судом во внимание не принимаются, поскольку заключенные между сторонами депозитные договоры, которые являются обязательно истребование вклада в установленный срок, а также предусмотрена невозможность досрочного возврата вклада. Единственным следствием необращения с требованием о возврате вклада в установленный срок является продление действия вклада на новый срок. Истица была знакома с соответствующими условиями договоров, согласилась с ними, о чем свидетельствует ее собственноручная подпись в тексте договоров. Поскольку досрочный возврат вкладов невозможен в соответствии с условиями депозитных договоров, отказ банка в досрочном возврате вкладов истцу не может рассматриваться как нарушение условий обязательства. Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик, продлевая срок спорных вкладов на новый срок и отказывая истице в досрочном возврате вкладов, действовал в соответствии с условиями заключенных между сторонами депозитных договоров, в связи с чем отсутствуют основания считать противоправными и незаконными его отказы в досрочном расторжении спорных депозитных договоров", - подчеркнул суд.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.