Полка упала в поезде Укрзализныци: реально ли получить компенсацию в случае травмы

Любая травма, вызванная техническим состоянием вагона или неправильной эксплуатацией оборудования, может стать основанием для иска

Укрзализныця Фото: Информатор
Укрзализныця Фото: Информатор

На днях в соцсетях снова появилось видео, где на пассажира поезда упала полка. Металлический элемент, который должен был выдерживать вес граждан или багажа, просто оторвался и травмировал человека. Инцидент произошел в обычном пассажирском вагоне – не старом советском купе, а в относительно новом составе «Укрзализныци». Компания пообещала провести проверку. В комментариях под видео десятки схожих историй: кто-то получил удар полкой, другой пожаловался на то, что дверь в туалете сорвалась с петель, а третий — что металлический поручень упал прямо во время движения. На первый взгляд, все это пустяки. Но когда следствием становится травма, ситуация переходит в юридическую плоскость.

Юридическая основа: пассажир и перевозчик

Покупая билет на поезд, автобус, маршрутку и т.д., пассажир таким образом заключает с перевозчиком соглашение, которое называется «Договор перевозки». В Гражданском кодексе Украины этому виду договорных правоотношений посвящен глава 64 «Перевозка». 

Согласно статьям 908-909 Гражданского кодекса Украины, железная дорога обязуется доставить пассажира в пункт назначения в безопасных условиях, а пассажир - оплатить стоимость билета. Безопасность является компонентом услуги, поэтому любая травма, полученная при поездке, — это потенциальное нарушение условий договора.

Дополнительно действует статья 1187 ГКУ, согласно которой железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности. Следовательно, его владелец несет ответственность за ущерб, причиненный людям, независимо от вины отдельных работников. Компания может освободиться от ответственности только если докажет, что событие произошло из-за непреодолимой силы или умышленных действий самого потерпевшего.

Иными словами: если полка упала из-за изношенного крепления, ненадлежащего технического осмотра или небрежности проводника, «Укрзализныця» отвечает за последствия. Пассажир имеет право потребовать компенсацию как материального, так и морального вреда.

На практике это означает, что любая травма, вызванная техническим состоянием вагона или неправильной эксплуатацией оборудования, может стать основанием для иска. То есть юридически полка в купе — не просто элемент интерьера, а часть зоны ответственности перевозчика.

Если на вас упала полка

  1. Самое главное – зафиксировать событие. Не стоит надеяться, что Укрзализныця признает все автоматически.
  2. Сообщите проводнику и потребуйте, чтобы он составил акт об инциденте с указанием даты, номера поезда, вагона, купе и обстоятельств происшествия. Если проводник отказывается, зафиксируйте отказ на видео – это также доказательство.
  3. Сделайте фото места происшествия, поврежденной полки или других элементов. Соберите контакты свидетелей, которые могут подтвердить ваши слова.
  4. Следующий шаг – медицинская помощь. Если травма серьезная, вызовите скорую на станцию ​​или обратитесь к дежурному врачу на вокзале.
  5. Если нет, зафиксируйте обращение в ближайшей больнице или травмпункте. Врач должен выдать справку о характере травмы и ее причине (например: «травма головы в результате ушиба предметом»). Этот документ – основа любого дальнейшего обращения.
  6. После этого — письменная претензия к «Укрзализныце». Претензию можно представить в отдел перевозок или отправить по почте. В заявлении следует описать обстоятельства, добавить фото, акты, медицинские документы и сформулировать требование о компенсации ущерба. Ответ должен поступить в течение месяца. Если ее нет или она отрицательна, можно обращаться в суд.

Что доказывать в суде: как выглядит процесс

Чтобы получить компенсацию, нужно не просто заявить о происшествии, а доказать причинно-следственную связь: травма произошла именно из-за действий или бездействия «Укрзализныци». Для этого следует иметь:

  • акт о событии – документ, который составляет проводник или начальник поезда. Если они отказываются, зафиксируйте этот факт на видео или привлеките свидетелей;
  • фото- и видеодоказательства. Состояние полки, купе, номер вагона, травма – все может стать аргументом в суде;
  • медицинскую документацию. Справка о травме, больничном листе, чеках для лечения, назначении врача;
  • показания пассажиров. Даже несколько кратких пояснений очевидцев могут существенно усилить позицию;
  • билет. Он подтверждает, что вы действительно находились в этом поезде и является доказательством заключенного договора перевозки.

Юристы советуют не медлить: чем быстрее вы подадите заявление, тем легче будет собрать доказательства.
Суд, рассматривая дело, оценивает три ключевых фактора: имела ли место травма и подтверждена ли она медицински; находился ли истец в поезде «Укрзализныци» в момент происшествия; могла ли неисправность вагона или упущение перевозчика быть ее причиной.

Судебная практика: символические выплаты вместо реальной ответственности

Несмотря на десятки тысяч рейсов в день и миллионы пассажиров, случаи, когда «Укрзализныця» реально возмещает ущерб пассажирам в судах, остаются единичными. Украинская судебная практика демонстрирует: формально железная дорога признается источником повышенной опасности, но компенсации символические, поскольку суды склонны уменьшать размер выплат, особенно, если видят нарушение правил со стороны самого потерпевшего.

Также стоит отметить, что при подготовке материала неожиданно оказалось, что судебную практику по возмещению ущерба пассажирам УЗ найти довольно трудно. Ниже приводим примеры трех дел, когда потерпевшим удалось хоть что-то «вырвать» из перевозчика.

Показателен пример — история пассажира поезда «Днепр — Трускавец», который вместе с семьей стал жертвой нападения в вагоне. Во время поездки мужчина получил травмы, ребенок остался без присмотра, а семья испытала моральный шок. Истец требовал 100 тыс. грн. компенсации каждому взрослому и ребенку, а также почти 10 тыс. грн. материальных затрат.

Суд признал, что железная дорога не обеспечила надлежащего контроля и безопасности в вагоне, но в то же время подчеркнул — охрана пассажиров не является безусловной обязанностью перевозчика в ночных рейсах. В результате компенсацию уменьшили до 5 тыс. грн. морального ущерба.

То есть, украинские суды признают объективную ответственность «Укрзализныци», но фактически защищают баланс интересов государственного перевозчика. С одной стороны, суды подтверждают, что транспорт железной дороги является источником повышенной опасности, поэтому компания несет гражданско-правовую ответственность за ущерб независимо от вины. С другой стороны, применяют уменьшение возмещения в случае совинья потерпевшего или «отсутствия прямой причинной связи».

Судебная практика демонстрирует, что добиться компенсации от «Укрзализныци» возможно, но только при условии качественной доказательной базы и медицинских подтверждений. При этом даже в самых очевидных случаях ожидать значительных выплат не стоит — система возмещения остается формальной, а не действительно компенсационной.

Следите за нами в Telegram

Image
Оперативные новости и разборы: Украина, война, мир
Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать