Любая травма, вызванная техническим состоянием вагона или неправильной эксплуатацией оборудования, может стать основанием для иска
На днях в соцсетях снова появилось видео, где на пассажира поезда упала полка. Металлический элемент, который должен был выдерживать вес граждан или багажа, просто оторвался и травмировал человека. Инцидент произошел в обычном пассажирском вагоне – не старом советском купе, а в относительно новом составе «Укрзализныци». Компания пообещала провести проверку. В комментариях под видео десятки схожих историй: кто-то получил удар полкой, другой пожаловался на то, что дверь в туалете сорвалась с петель, а третий — что металлический поручень упал прямо во время движения. На первый взгляд, все это пустяки. Но когда следствием становится травма, ситуация переходит в юридическую плоскость.
Покупая билет на поезд, автобус, маршрутку и т.д., пассажир таким образом заключает с перевозчиком соглашение, которое называется «Договор перевозки». В Гражданском кодексе Украины этому виду договорных правоотношений посвящен глава 64 «Перевозка».
Согласно статьям 908-909 Гражданского кодекса Украины, железная дорога обязуется доставить пассажира в пункт назначения в безопасных условиях, а пассажир - оплатить стоимость билета. Безопасность является компонентом услуги, поэтому любая травма, полученная при поездке, — это потенциальное нарушение условий договора.
Дополнительно действует статья 1187 ГКУ, согласно которой железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности. Следовательно, его владелец несет ответственность за ущерб, причиненный людям, независимо от вины отдельных работников. Компания может освободиться от ответственности только если докажет, что событие произошло из-за непреодолимой силы или умышленных действий самого потерпевшего.
Иными словами: если полка упала из-за изношенного крепления, ненадлежащего технического осмотра или небрежности проводника, «Укрзализныця» отвечает за последствия. Пассажир имеет право потребовать компенсацию как материального, так и морального вреда.
На практике это означает, что любая травма, вызванная техническим состоянием вагона или неправильной эксплуатацией оборудования, может стать основанием для иска. То есть юридически полка в купе — не просто элемент интерьера, а часть зоны ответственности перевозчика.
Чтобы получить компенсацию, нужно не просто заявить о происшествии, а доказать причинно-следственную связь: травма произошла именно из-за действий или бездействия «Укрзализныци». Для этого следует иметь:
Юристы советуют не медлить: чем быстрее вы подадите заявление, тем легче будет собрать доказательства.
Суд, рассматривая дело, оценивает три ключевых фактора: имела ли место травма и подтверждена ли она медицински; находился ли истец в поезде «Укрзализныци» в момент происшествия; могла ли неисправность вагона или упущение перевозчика быть ее причиной.
Несмотря на десятки тысяч рейсов в день и миллионы пассажиров, случаи, когда «Укрзализныця» реально возмещает ущерб пассажирам в судах, остаются единичными. Украинская судебная практика демонстрирует: формально железная дорога признается источником повышенной опасности, но компенсации символические, поскольку суды склонны уменьшать размер выплат, особенно, если видят нарушение правил со стороны самого потерпевшего.
Также стоит отметить, что при подготовке материала неожиданно оказалось, что судебную практику по возмещению ущерба пассажирам УЗ найти довольно трудно. Ниже приводим примеры трех дел, когда потерпевшим удалось хоть что-то «вырвать» из перевозчика.
Показателен пример — история пассажира поезда «Днепр — Трускавец», который вместе с семьей стал жертвой нападения в вагоне. Во время поездки мужчина получил травмы, ребенок остался без присмотра, а семья испытала моральный шок. Истец требовал 100 тыс. грн. компенсации каждому взрослому и ребенку, а также почти 10 тыс. грн. материальных затрат.
Суд признал, что железная дорога не обеспечила надлежащего контроля и безопасности в вагоне, но в то же время подчеркнул — охрана пассажиров не является безусловной обязанностью перевозчика в ночных рейсах. В результате компенсацию уменьшили до 5 тыс. грн. морального ущерба.
То есть, украинские суды признают объективную ответственность «Укрзализныци», но фактически защищают баланс интересов государственного перевозчика. С одной стороны, суды подтверждают, что транспорт железной дороги является источником повышенной опасности, поэтому компания несет гражданско-правовую ответственность за ущерб независимо от вины. С другой стороны, применяют уменьшение возмещения в случае совинья потерпевшего или «отсутствия прямой причинной связи».
Судебная практика демонстрирует, что добиться компенсации от «Укрзализныци» возможно, но только при условии качественной доказательной базы и медицинских подтверждений. При этом даже в самых очевидных случаях ожидать значительных выплат не стоит — система возмещения остается формальной, а не действительно компенсационной.