Ожидаемого масштабного повышения налогов в октябре до сих пор не произошло - что происходит

Через многочисленные правки, которые были внесены перед голосованием, закон потерял внутреннюю логику, считают политики, которые тем не менее проголосовали за его принятие

Президент Украины Владимир Зеленский
Президент Украины Владимир Зеленский

10 октября Верховная Рада приняла в целом законопроект №11416-д по существенному увеличению налогов. Он получил отрицательный отклик от юридического управления ВР и вызвал большую критику со стороны бизнеса. Через две недели по состоянию на 24 октября законопроект так и не стал законом, потому что его до сих пор не подписал Президент Украины. Правда, Владимир Зеленский и не ветировал законопроект. Об этом заметил народный депутат Ярослав Железняк. 

«Это эпично....сегодня ровно 10-й день, как налоговый законопроект 11416д лежит без подписи Президента. Почему эпично? Потому что, с ним так спешили, что готовы были сделать все через....заднее число. И несмотря на логику, внедрение этого «заднего числа» сопровождалось тааааким пафосным текстом, что закон должны были бы подписать сразу еще в полете между Радой и ОП. А тут нет, 10-ть дней ожидания. И как-то уже никто не кричит, что каждый день это потеря налогов на армию и не обвиняет Президента, как это было в отношении оппозиции. При том, я много раз публично даже говорил, что именно так оно снова будет. Рада будет спешить принять «хоть что-то» и бежать как слепой олень из-за пожара в лесу. А потом будем без причины ждать подпись от Президента», - отметил Ярослав Железняк.

Народный депутат подчеркнул, что, учитывая, что уже 24 октября, а закон повышает военный сбор сразу в день публикации, то уже правильно по отношению к бизнесу дождаться и опубликовать с 1 ноября.

В Правительстве и ВР говорят, что необходимо повысить налоги ради финансирования армии. Что нужно делать?

Почему Зеленскому не стоит подписывать грабительский закон о налогах

Как отметил народный депутат Ярослав Железняк еще 10 октября, не исключено, что нардепам придется переголосовать документ. Дело в том, что налоговый комитет ВР, который возглавляет Даниил Гетманцев, подал правку на 10 страниц не прошедшего текста. По словам оппозиционных депутатов, потому, что помимо прочего, к ней упаковали необходимость брать военный сбор с самих военных. Так или иначе, без этой правки, по словам Ярослава Железняка, новый закон не держится вместе.

«ЕС» удалось сбить поправку о поднятии военного сбора для самих военных до 5%. Поправка 219 самого Гетманцева о военном сборе на военных провалена! Драконовское увеличение налогов для остальных украинцев поддержали депутаты. Это позорный закон. Там не учтены предложения «ЕС» по поднятию налогов на игорный бизнес, там остается кэшбек, там нет налогов на алкоголь и табак. Зато увеличение нагрузки на ФЛП, малый бизнес и простых украинцев. Этот позор поддержали 247 депутатов. Слуги и ОПЗЖ», - отметила народный депутат Ирина Геращенко.

Ее коллега, Ярослав Железняк, отметил, что это была не просто правка, это была царь-правка! По его словам, эта правка – это половина закона – она физически изложена на 10 страницах А 4. Поэтому, по мнению нардепа, придется переголосовать закон для банального приведения его в какой-то порядок. Там ведь теперь много юридических проблем с текстом.

“Как я и писал, это была огромная ошибка Комитета объединить все позиции в одну правку – вышедшую на 10 страниц текста. В результате у нас останется редакция первого чтения по военному сбору. А так как за три редакции по которым перевносили законопроект, так и не смогло правительство нормально выписать текст, то он очень корявый”, - отметил Ярослав Железняк. 

Нардеп перечислил позиции принятого закона:

  1. ВЗ для всех кроме ФЛП упрощенцев поднимается со дня вступления в силу закона, а не с 1 октября. Правда, как его теперь считать с середины месяца остается открытым вопросом.
  2. ВЗ для ФЛП упрощенцев все равно с 1 октября.
  3. Каких-либо перенесений ВЗ на 1 января нет ни для кого.
  4. Е-резиденты тоже попадают под военный сбор.
  5. Юридические колышки (их там несколько десятков), которые убили, чтобы конструкция хорошо держалась – все выпали.
  6. Исключения для ФЛП, которые на оккупированных территориях и территории зоны боевых действий выпали.

“Ну и куча технических моментов….Здесь возникнет большое количество практических вопросов по реализации закона. Я думаю, его в таком виде подписывать нельзя. Есть один плюс: фактически обложение доходов задним числом не будет для большинства плательщиков. Ну, то есть на бумаге оно с 01 октября, но так как закон будет подписан уже явно позже, то механизма этого «заднего числа» фактически нет”, - подытожил Железняк.

По мнению как противников, так и сторонников нового закона, президенту Зеленскому не следует его подписывать, считает народный депутат Нина Южанина. Она перечисляет его параметры:

  • повышение со дня вступления в силу закона ставки военного сбора с 1,5% до 5% для наемных работников (для военнослужащих ВСУ, СБУ, СВР, ГУР МО, Нацгвардии, пограничников, УГО и ДССЗИИ ставку оставили 1,5%, и оставили увольнение для тех, кто выполняет боевые задания);
  • ⁠установление с 1 октября 2024 года военного сбора для всех ФЛПов I, II и IV групп в размере 10% от 1 размера минимальной зарплаты (т.е. 800 гривен ежемесячно); 
  • ⁠установление с 1 октября 2024 года военного сбора в размере 1% от дохода для всех ФЛПов и юрлиц III группы единого налога; 
  • возврат в ежемесячную вместо квартальной объединенной отчетности по НДФЛ, ВЗ и ЕСВ с 1 января 2025 года;
  • увеличение ставки налога на прибыль для банков до 50% за 2024 год;
  • увеличение ставки налога на прибыль для финансовых учреждений (кроме страховщиков) с 2025 г.;
  • установление ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль (если собственник юрлица) и НДФЛ (если собственник физлица) для каждой АЗС в размере от 30 до 60 тыс. грн;
  • привязка авансовых взносов по налогу на прибыль для обменников к евро;
  • увеличение на 14% минимального налогового обязательства для с/х земель и установление минимальной суммы такого обязательства за 1 га (1400 гривен для пашни);
  • потеря упрощенной системы для IV группы, если долг по минимальному налоговому обязательству свыше 2 кварталов;
  • повышение ставки рентной платы на добычу щебня, песка и каолина;
  • увеличение минимальных розничных цен на вина и винодельческую продукцию (коньяки и вермуты) на 50%;
  • освобождение от налогообложения средств, начисленных по программе «Национальный кэшбек»;
  • освобождение от НДФЛ иностранной помощи, получаемой гражданами в других странах по временной защите (за 2022, 2023 и последующие годы до конца военного положения).

Что не так с налоговым законопроектом

Как ранее сообщал Информатор, Главное юридическое управление Верховной Рады  проанализировало законопроект №11416-д и пришло к выводу, что его отдельные нормы не соответствуют Конституции Украины. Об этом говорится в заключении управления относительно представленного ко второму чтению текста. 

Ранее заместитель главы налогового комитета ВР Ярослав Железняк призвал украинских предпринимателей публично критиковать налоговый законопроект  для того чтобы помешать его принятию. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube