UA

Оформление автомобилей на зэков, взятки в МВД, пленение у ромов: как работает бизнес лизинга в Украине

Читати українською

Автолизинг – вид услуг, позволяющий покупателю приобрести или взять в долгосрочное пользование транспорт в рассрочку. Взятие коллекторов в плен, взятки, оформление кредитов на третьих лиц, исчезновение автомобилей, отжим авто должностными лицами – не полный перечень того, с чем приходится сталкиваться.

Читати українською
Продажа автомобилей через лизинг имеет свои особенности
Продажа автомобилей через лизинг имеет свои особенности

Автолизинг – вид услуг, позволяющий покупателю приобрести или взять в долгосрочное пользование транспорт в рассрочку. Взятие коллекторов в плен, взятки, оформление кредитов на третьих лиц, исчезновение автомобилей, отжим авто должностными лицами – не полный перечень того, с чем приходится сталкиваться.

Директор лизинговой компании в анонимном интервью рассказал об особенностях работы в этой сфере. О приключениях и вопиющих случаях, преступлениях и злоупотреблениях – узнайте в материале. Взятие коллекторов в плен, взятки, оформление кредитов на третьих лиц, исчезновение автомобилей, «отжим» авто чиновниками – не полный перечень того, с чем приходится сталкиваться.

Журналисты YouTube-канала «Откровенности профессий» выпустили серию видео, где раскрыли подробности разных видов деятельности на основе анонимных интервью. Мы уже писали о том, как ведется бизнес по продаже шаурмы в киосках. Этот выпуск – деятельность по лизингу автомобилей. Основные тезисы с видео – читайте дальше.

Герой, с которыми общались журналисты, сначала работал в ПриватБанке. Был оператором и брокером – продавцом автомобилей. Затем стал супервайзером этого направления, руководителем проекта. Это было еще в те времена, когда банк принадлежал миллиардерам Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову. После национализации банка наш герой работает директором независимой лизинговой компании.

Оформление авто на зэков и пенсионеров – привычная схема мошенников

«Была ситуация: приходит обычный дед с пакетом, полностью набитым деньгами. В то время где-то 120 тыс. грн. Удивил вид деда и сумма, которую он принес. Он внес ее как авансовый платеж. С ним пришел еще один презентабельный человек. Машина Hyundai i3 новая. Они посмотрели документы, дед подписал. После этого  утром дед звонит по телефону и говорит: было заявлено, что стеклоподъемники по всему периметру авто, а фактически есть только передние, магнитолы нет вообще. При размещении объявления допустили ошибки. Дед периодически звонил, а по кредиту своему платить забыл. Я установил личность приходившего с ним человека. Это был мужчина с кучей проблем в банках. И он наверняка попросил этого деда, чтобы тот оформил на себя кредит как подставное лицо и взял машину за половину его стоимости. Когда я это узнал, обратился к работнику службы безопасности банка. Они говорят: приглашай деда, ему установят магнитолу. Дед приехал, у него машину забрали, потому что она была на подставное лицо оформлена. Если бы дед не потребовал магнитолу и стеклоподъемника, махинация удалась бы», - рассказывает бывший работник ПриватБанка.

По словам собеседника журналистов, была и другая интересная ситуация в киевском филиале ПриватБанка в свое время. Двое тогдашних сотрудников отдали большое количество автомобилей клиентам, фактически не видевшим эти машины. Их сразу забирали люди, снимали с учета и перепродавали. Банк из-за этого потерял большое количество автомобилей и средств. В схеме были задействованы сотрудники сервис-центров МВД (бывшее МРЭО), тогдашние сотрудники банка, сотрудники исправительных колоний и другие люди. При этом использовались паспорта сидевших в колониях людей (они хранятся в администрациях заведений лишения свободы). По этой схеме паспорта зэков передавали третьим лицам, сотрудники банка оформляли автомобили в кредит на зэков, после этого в сервисном центре МВД Украины машину снимали, а затем – выставляли на авторынок для перепродажи. Потом банк провел расследование, вернул часть автомобилей. Но виновных не удалось привлечь к ответственности. А участвовавшие в этой схеме бывшие сотрудники ПриватБанка позже себе приобрели хорошее жилье.

После появления реестров утраченных паспортов и бюро кредитных историй манипуляций с кредитами стало меньше. Соответственно и с поддельными паспортами «клиентов» стало меньше. Впрочем, автомобиль, которым начинает пользоваться клиент, остается в собственности лизинговой компании, пока он не рассчитается. Однако случалось, что деньги не платят, а автомобиль исчез: например, могли разобрать на запчасти.

Прокурор помог «отжать» авто, и оно оказалось на оккупированной территории

В практике был случай: покупали в Харькове почти новую Toyota Camry у человека-владельца для другого человека. Поехали в сервисный центр, рассчитались с владельцем. Появилось третье лицо с письмом от прокурора с требованием передать автомобиль ему на хранение.

Он пришел с полицией, полиция машину изъяла, передала ему. Прокурор почему-то решил третьему лицу передать авто на хранение. По мнению дилера, знакомому прокурору просто понравилась машина.

Полиция авто передала, потому что все законно на основе официального документа. В лизинговой компании нужно было пойти в суд и обжаловать это решение прокурора. Это происходит не сразу. Позже на этой машине сообщник прокурора уехал в Донецк на неподконтрольную территорию. Через 2 года лизинговой компании машину вернули с помощью юристов, а участники схемы понесли наказание – тюремные сроки (в т.ч. прокурор). Наверное, эта схема работала не в первый раз, и преступники не рассчитывали, что с ними будут бороться. На юридическую команду было потрачено денег больше, чем стоит сама машина.

Угнанные и битые авто – есть риски для покупателей

По словам директора лизинговой компании, не всегда продавцы добросовестны. Они могут привезти битые машины из-за границы и восстанавливать их с разным качеством.

«Есть владелец, у которого машина не «на ходу». Он вступает в сговор с сотрудником. К примеру: я тебе даю 500 долларов, мы продаем твоей компании авто как «целое» и «на ходу». То есть и сотрудник получал «откат», и продавец получал в 2-3 раза больше реальной стоимости», - говорит участник рынка.

Лизинговая компания пыталась приобрести «Гелендваген» (Mercedes G 500). Не смогли найти через 2 недели в Киеве ни одного в то время с нормальными агрегатными номерами на двигателях, а не перебитыми. Многие «гелики» были завезены из Европы, в т.ч. 3 машины находились в розыске Интерпола. Возможно, угнанные авто или неофициальные какие-нибудь или сваренные по частям из нескольких авто. Все машины проходят криминалистов, сверяются агрегатные номера. Если во время проверки устанавливают такие факты, то государство изымает автомобиль. Перебивать номерные знаки можно только по согласованию с автотранспортным институтом. Все остальные случаи наказываются Уголовным кодексом.

Mercedes-Benz G-класса – символ статуса и престижа
Mercedes-Benz G-класса – символ статуса и престижа

Были случаи насилия против коллекторов. Однажды нарушители ромской национальности не платили за авто и пытались взять сотрудников в заложники, чтобы не выпускать с машиной, которую у них планировали забрать из ромского лагеря. Но полицейские помогли коллекторам.

В чем особенность лизинга авто?

Клиент хочет приобрести автомобиль. Есть владелец этого автомобиля. Это может быть автосалон, автобизнесмен, площадка или обычный человек, имеющий интересный автомобиль. Клиент приходит к владельцу, а затем попадает в лизинговую компанию. Посредник в виде лизинговой компании нужен, потому что у клиента нет всей суммы. К примеру, машина стоит 0,5 млн грн, а у него есть только 100 тыс. грн на аванс. Продавец хочет сразу всю сумму получить и не нести никаких рисков. Лизинговая компания сразу покупает авто за всю сумму (и продавец получает деньги сразу). А покупатель сразу получает машину и платит по частям, со временем становясь владельцем этого авто.

Более 80% рынка – подержанные автомобили. Чаще всего это недорогие автомобили: Skoda Fabia, Daewoo Lanos, Volkswagen Passat и т.д. Наиболее популярные автомобили стоимостью примерно 200 тыс. грн и возрастом 10 лет. В среднем лизинговая компания на процентах получает около 20% стоимости авто в качестве прибыли. Но во время полномасштабной войны лизинговые компании работают часто в убыток. Пока человек не рассчитается полностью, автомобиль зарегистрирован на лизинговую компанию.

Когда человек перестает платить по своему долгу, ему сначала звонят по телефону и предлагают решить этот вопрос. Если это не помогает, то начинается коллекторская работа. А юристы пытаются изъять машину через исполнительную службу или коллекторы изымают. Не редко ставшие известными люди перестают платить за взятое в лизинг авто. Отдельные знаемые юмористы, блогеры, певцы, танцоры перестали добросовестно оплачивать свои авто. Может, так на них влияет слава. А еще случается, когда сотрудники сервисных центров МВД отказывают лизинговым компаниям оформлять автомобили, если не заплатить взятку: хоть по 1 тыс. грн за авто.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канали Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.