Вопрос о территории возле могилы Рабина Нахмана.
Несмотря на войну и рекомендации со стороны украинских правоохранителей отказаться в этом году от приезда на могилу Рабина Нахмана, паломники-хасиды уже начали прибывать в Умань. С 25 по 27 сентября здесь состоится традиционное празднование иудейского Нового года – Рош ха-Шана, на которое соберутся около 12 тысяч паломников. Это меньше, чем было в прошлые годы, но всё равно немало. При этом в канун великого праздника разгорается большой скандал, связанный с попыткой застройки территории вокруг святой для евреев могилы.
Цадик Нахман считается основателем бреславского хасидизма. В Умани он поселился незадолго до смерти. Цадик Нахман по его завещанию был похоронен в том месте, где были могилы тысячи евреев, погибших в результате произошедших в XVII веке погромов.
Могила Рабина Нахмана сразу стала местом паломничества для ортодоксальных хасидов, особенно в дни еврейского Нового года Рош ха-Шана. Во времена советской власти традиция была прервана и возобновилась с началом независимости Украины.
В 1991 году место захоронения хасидского лидера по приказу тогдашнего президента Украины Леонида Кравчука получило официальный статус историко-культурного центра бреславских хасидов.
По словам главы Представительства Американского Объединения комитетов для евреев бывшего советского союза Мейлаха Шейхета, между паломниками и городскими властями Умани продолжается долгосрочный скрытый конфликт. Они обвиняют городские власти в нежелании соблюдать украинское законодательство и выполнять решения украинских судов о запрете застройки территории вокруг могилы Цадика Нахмана.
«Украина — колыбель хасидизма, святая земля для каждого еврея. Поэтому паломничество в Умань мирового иудейского сообщества должно стать эталонным примером духовного сотрудничества украинцев и евреев. Для этого требуется просвещение, организация процесса, уважение решений украинских судов, которые обязали городские власти определить границы захоронений Уманской трагедии и не осуществлять там застройки», – говорит Мейлах Шейхет.
По словам Мейлаха Шейхета, ещё в 1994 году было принято решение об установлении границ историко-культурного центра по увековечиванию памяти Рабина Нахмана, но вопреки этому решению местные власти выделяют земельные участки под жилую застройку, фактически расположенные на месте захоронений.
«Мы ещё в 2007 году обратились в суд, который в результате рассмотрения нашего иска встал на защиту захоронений. Но городская администрация не выполняет судебные решения и продолжает медлить с признанием границ захоронений и раздавать участки фактически на территории кладбища под застройку. Фирмы, ведущие там строительство, по ночам вывозят останки погибших, строя постройки на еврейских захоронениях. Более того, городские власти не позволяют уже существующим владельцам жилья перепродать свое жилье, чтобы позволить иудейскому сообществу самостоятельно и за свой счет обустроить могилы. События вокруг этого вызывают протест не только еврейского, но и украинского сообщества», – рассказал Мэйлах Шейхет.
Проблема усложняется ещё и тем, что до сих пор не создан проект историко-культурного центра и даже не определены его пределы. Еврейская община обратилась с просьбой об этом в украинскую лицензируемую организацию, которая эти границы установила. Но уманский городской совет не утверждает их, отказываясь принять соответствующее решение. Установление же границ, утверждает Мэйлах Шейхет, помогло бы добиться запрета застройки на территории комплекса и в охранной зоне возле него.
Во времена советской власти часть кладбища была застроена двумя многоэтажками и рядом частных домов. В 1994 году городская администрация ограничила права жителей этих построек, жилье которых оказалось на месте захоронений не по их воле, а по воле тоталитарных властей, рассказал Мейлах Шейхет. Люди не могли получить прописку, справки, необходимые для отчуждения зданий и другие документы на жилье, поскольку они оказались в пределах охранной зоны.
«Такие ограничения привели к болезненным реминисценциям граждан по отношению к паломничеству, ведь каждый раз паломничество напоминает им об этих ограничениях», – отмечает Мейлах Шейхет.
Кроме того, немало конфликтов возникает из-за отсутствия надлежащей организации паломничества. В этом году планируется приезд 12 тысяч паломников. А в прошлые годы их количество составляло до 25-30 тысяч.
«Это почти ещё один город вливался в Умань. Рядом, недалеко от могилы Цадика Нахмана, есть огромная свободная территория, где можно построить инфраструктуру. Но уманские городские власти не спешат с решением этого вопроса», – говорит Мейлах Шейхет.
Есть жалобы со стороны местных жителей по поводу засорённости мест пребывания хасидов. Однако поскольку эта территория в ведении городских властей, считает Мейлах Шейхет, то это её фронт ответственности – обеспечить наличие обустроенных мусорников, организовать регулярную уборку там. Ведь что касается общественного порядка, то его соблюдение удается организовывать на достойном уровне, благодаря сотрудничеству украинской и израильской полиции.
То есть конфликта на национальной почве между евреями-паломниками и жителями Умани нет. Есть интересы определённых сил, использующих скрытые источники конфликта для раздувания и обострения его. В этом убежден Мейлах Шейхет.
У Мейлаха Шейхета есть рецепт выхода из кризиса. По его мнению, для этого нужно:
Как сообщалось ранее, СБУ ужесточает меры безопасности в Умани накануне праздника Рош-ха-Шана
Ольга Чёрная