Соответствующий проект зарегистрировала группа нардепов во главе с эксспикером Разумковым
С 1 июля в Украине планируют вернуть НДС и акцизы на топливо до довоенного уровня. Информатор сообщал, что в таком случае стоимость бензина вырастет до 58 гривен за литр, дизтоплива – до 55 гривен, газа – до 24. Но 3 апреля в Верховную Раду внесли законопроект, в котором предлагается сохранить льготный режим налогообложения горючего до конца действия военного положения. Что предлагается и рационально ли его принятие.
Законопроект, которым инициировано сохранить льготный режим налогообложения горючего на весь период военного положения, зарегистрировала группа народных депутатов из 16 человек во главе с Дмитрием Разумковым.
Народные избранники предлагают внести изменения в закон Украины, которым предусматривается льготное налогообложение горючего на период военного положения на территории Украины, но не дольше, чем до 1 июля 2023 года.
Депутаты предлагают исключить из указанных положений слова, «но не дольше, чем до 1 июля 2023 года». Таким образом, инициировано сохранить льготный режим налогообложения горючего на весь период военного положения.
«1 июля 2023 года постепенно приближается, но можно констатировать, что экономическая ситуация в государстве с даты принятия указанного закона существенно не изменилась. При этом не устранен риск повторного выведения из строя энергетической системы вследствие массовых баллистических атак», – говорится в пояснительной записке к документу.
По убеждению инициаторов этого законопроекта, отмена льготного режима налогообложения горючего с 1 июля 2023 года «преждевременно и может негативно повлиять на уровень цен и финансовую устойчивость субъектов хозяйствования».
Главный комитет, который скажет своё окончательное решение по новому законопроекту – комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, возглавляемый Даниилом Гетманцевым.
Напомним, что Гетманцев убежден, что снижение НДС на топливо после начала войны до 7 % было ошибочным решением.
«Вспомните решение начала 2022 года об отмене акциза и уменьшении ставки НДС до 7 % на топливо. Оно привело к выходу рынка в белую? Нет! Нелегальные бочки выросли как грибы после дождя», – заявил депутат.
В ответ Гетманцеву народный депутат Дмитрий Разумков заявил, что увеличение налогов – это самый простой, но при этом самый глупый способ выкачивания денег из украинцев.
«Даниил Гетманцев, похоже, не может пережить, что в государстве, несмотря на большую войну, малый и средний бизнес ещё держатся на плаву. Только так можно объяснить намерение повысить налоги до довоенного уровня с июля 2023: отменить льготный 2 % налог с оборота, возобновить проверки, а также вернуть НДС на топливо в размере 20 %», – написал Разумков на своей странице Facebook.
Он отметил, что его команда будет делать всё, чтобы такие заявления главы профильного комитета «остались лишь неприятными инфоприводами и не были реализованы на практике».
«Бизнес нужно оставить в покое, потому что такими темпами бюджет недополучит и те 80 млрд грн налогов, которые мы имеем сегодня», – считает Разумков.
После возобновления акцизов до довоенного уровня налог на бензин вырастет более чем вдвое – до € 213, на дизтопливо – почти на 40 % – до € 139,5 за 1000 л. Но эксперты полагают, что это своевременное и правильное решение.
«Во-первых, крайне нужные деньги. Во-вторых, цены на нефть упали. Март 2022 – 140 долларов за баррель, сейчас – 75 долларов за баррель. В-третьих, снижение НДС привело к злоупотреблениям некоторых импортёров, которые из-за низкого налога начали выводить прибыль из крайних путем фиктивного завышения цен на импортируемый нефтепродукт. Когда НДС 20 %, выгоднее оставлять прибыль в стране. Соответственно, у государства есть шанс получить ещё и налог на прибыль», – говорит директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Как объясняет эксперт, логика высоких налогов проста: человек, который может приобрести и удерживать автомобиль, платежеспособен, а потому может платить повышенный акциз.
«В украинских реалиях на самом деле есть другая проблема – администрирование топливных налогов. В этом и заключается основной риск их повышения, ведь это толкнет цены вверх, но не гарантирует пополнение государственных финансов. Снижение НДС на топливо с 20 до 7 % избавило смысл махинации по оптимизации этого налога, формируя фиктивные расходы и активное использование наличных денег», – говорит эксперт.
То есть, Куюн считает, что обратная итерация возвращает риски массовых махинаций.
«На всех парах в стране работают нелегальные мини-НПЗ, стимулирующие повышенную рентабельность вследствие высоких цен на импортные нефтепродукты. Снова на дорогах появились «бочки», продающие топливо без кассовых аппаратов и лицензий. Из-за возможных сокращений объемов потребления горючего с сохранением АЗС и трейдеров конкурентная борьба на рынке обострилась, а соответственно в ход пойдут все средства повышения конкурентоспособности. В том числе путём налоговых махинаций. Фискальные органы должны быть готовы к борьбе с ними, потому что ожидаемого эффекта для бюджета может и не произойти», – предостерегает Куюн.
Раньше мы писали, что украинцы долгое время наслаждались снижением цен на горючее на фоне падения мировых цен на нефть. Но страны-производители нефти решили положить этому конец. В ОПЕК+ заявили о сокращении добычи нефти. Это уже привело к повышению цен на неё. Что будет с ценами на АЗС? Информатор следит за событиями.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.