Министерство развития общин и территорий рассказало Информатору, при каких обстоятельствах возможно возобновление работы аэропортов Ужгорода, Борисполя и Львова
На фоне слухов в СМИ о возможности скорейшего возобновления работы аэропортов в Борисполе, Львове, Ужгороде еще до завершения войны мы решили узнать подробнее об этом в профильном министерстве. В Мининфраструктуры нам сообщили, при каких условиях аэропорты смогут возобновить работу. А более подробно Информатору рассказали об аэропорте Ужгорода - регионе, который практически ни разу не подвергся обстрелам россиян.
Заместитель Министра развития территорий и общин Украины (Мининфраструктуры) Тимур Ткаченко в ответ Информатору сообщил, что в этом году министерство вместе с заинтересованными органами власти, аэропортами и авиакомпаниями прорабатывают вопросы возможного частичного открытия воздушного пространства с учетом текущего состояния ситуации в районе аэропортов. При этом постоянно оцениваются уровень угроз и рисков авиационной безопасности гражданской авиации в пределах территории Украины и воздушного пространства над ней.
Возможность частичного открытия воздушного пространства Украины появится, когда будет обеспечен приемлемый уровень безопасности полетов гражданской авиации. При этом это может произойти еще во время военного положения. Соответственно будет разблокирована работа некоторых аэропортов и авиакомпаний.
В министерстве сообщают, что возобновление работы аэропорта "Ужгород" будет рассматриваться при условии приведения инфраструктуры аэродрома в соответствие с сертификационными требованиями, а также после выполнения мероприятий, которые обеспечат приемлемый уровень безопасности полетов гражданской авиации в условиях военного положения и в особый период. Надзор за годностью к эксплуатации аэродромов, наземных средств связи, навигации и наблюдение осуществляется Государственной авиационной службой Украины.
Аэродром "Ужгород" находится в горной местности и находится в зоне с особым режимом использования воздушного пространства, регулируемого соглашением между Кабмином Украины и Правительством Словакии об определении условий использования определенной части воздушного пространства Словакии в связи с предоставлением услуг по обслуживанию воздушного движения назначенным украинским. провайдером аэронавигационного обслуживания в международном аэропорту "Ужгород", совершённой 24 сентября 2020 г. Для взлета/посадки в международном аэропорту "Ужгород" используется определенная соглашением часть воздушного пространства Словакии и зона полетов имеет ограничения на внешнем госгранице Словакии с Украиной.
Уже бывший начальник Закарпатской ОВА Виктор Микита сообщил в августе 2022 года, что аэропорт как минимум не может работать из-за закрытого над Украиной неба. Кроме того, нет подписанных документов из ЕС о возможности запуска регулярных рейсов.
"Светосигнальная система, взлетная полоса и другие элементы инфраструктуры не готовы принимать регулярные рейсы", – отметил Микита.
Аэропорт расположен в горной местности таким образом, что порог взлетно-посадочной полосы 10 расположен в нескольких сотнях метров от украино - словацкой границы. С 2017 года ЕС запретил полеты к аэропорту Ужгорода, который в то время больше года не принимал рейсы. Причиной запрета было близкое расположение словацкой границы, так что самолеты при взлете и посадке нарушали воздушное пространство страны. Позже представители Украины и Словакии пришли к соглашению о разблокировании работы аэропорта, в частности, были согласованы условия совместного использования воздушного пространства Словакии. Работу удалось возобновить в сентябре 2021 года, а с декабря 2021 аэропорт снова не принимал регулярные рейсы.
Еще в феврале 2024 года руководитель Офиса Президента Андрей Ермак сообщил, что Украина рассматривает возможность открытия одного из гражданских аэропортов. В марте стало известно, что Украина официально начала переговоры с регуляторами США, ЕС, а также консультации с Израилем по возобновлению пассажирских авиаперевозок в условиях военного положения. Европейские и украинские авиакомпании заинтересованы в возобновлении авиаперевозок. Тогда сообщалось о переговорах с 3 украинскими авиакомпаниями.
30 октября 2024 Министерство развития общин и территорий при поддержке посольства США в Украине совместно с Государственной авиационной службой, Украэрорухом, Командованием Воздушных Сил и руководителями международных аэропортов презентовали дорожную карту с открытие воздушного пространства Украины в условиях военного положения. Министр развития общин и территорий Украины Алексей Кулеба подчеркнул, что сохранение авиационной инфраструктуры – это стратегическая задача.
Недавно агентство Reuters опубликовало новость о том, что работа Международного аэропорта имени Данилы Галицкого во Львове могут восстановить уже в 2025 году. Об этом сообщил старший партнер страхового брокера Marsh McLennan Криспин Эллисон в комментарии изданию. По его словам, страховая ветвь готова поддержать этот процесс. Но нужно решение о том, что открывать аэропорт безопасно.
В свою очередь, для обеспечения авиаперевозок необходимо решить вопрос со страховкой. Самолеты, в том числе пассажирские Airbus-320 и Boeing-737, будут нуждаться в страховании на сумму не менее трех четвертей миллиарда долларов. Учитывая эти требования, Эллисон говорил, что возобновление авиасообщения из аэропорта "Львов" может быть более простым с точки зрения организации механизмов страхования, хотя президент Украины Владимир Зеленский настаивал на первоочередном открытии "Борисполя".
В начале декабря 2023 года Офис Президента собрал в аэропорту "Борисполь" иностранных послов, намекнув на возможность возобновления работы аэропорта. Однако директор аэропорта не подтвердил возможность возобновления работы.
В то же время военные относятся к открытию аэропортов скептически. Бывший спикер ПС Юрий Игнат считает сомнительной возможность проводить полеты на территории страны, где происходят боевые действия, а над головой летают ракеты даже в самых отдаленных от линии фронта местах. По его мнению, воздушное пространство Украины не скоро откроется для гражданских самолетов, потому что это крайне опасно и никак не похоже на механизм "коридоров", действующих в море или на суше.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.