Оператор ПриватБанка в телефонном разговоре с женщиной подтвердил факт несанкционированного доступа посторонних лиц к счетам и списание с них средств
Женщина получила на телефон звонок от якобы ПриватБанка по поводу блокировки приложения Приват-24. Она выполнила определенные действия, что привело к потере средств в размере 101 826 гривен. Об этом идет речь в решении Садгорского районного суда Черновцы, опубликованном 19 ноября 2025 года.
03.01.2025 года женщине поступил входящий звонок по номеру, принадлежащему АО КБ «ПриватБанк», по которому робот сообщил, что ее мобильное приложение «Приват-24» заблокировано и для его авторизации необходимо нажать цифру «1». После выполнения указания она зашла в свое приложение «Приват24», никаких изменений состояния счетов не было, однако через несколько секунд приложение заблокировалось, телефон выключился и началась его перезагрузка, занявшая ориентировочно 20 минут. В дальнейшем телефон вернулся к «заводским» настройкам, на нем не было сохраненных номеров, программ и другой информации. При перезагрузке телефона на кредитной карте неизвестным лицом был увеличен кредитный лимит до 75 тысяч гривен и перечислены средства в сумме 73 826 гривен на неизвестный счет. Кроме того, в это время указанным лицом на ее имя оформлено два кредитных соглашения за № 25010300062861 и № 25010300062862 на сумму по 15 тысяч гривен, из которых 28 тысяч гривен перечислено на ее кредитную карточку Универсальную, а в дальнейшем перечислено на неизвестный счёт. Общий размер списания средств без его ведома составляет 101 826 гривен. Сразу после обнаружения несанкционированного доступа к банковским картам и списания с них средств позвонила в банк и заблокировала их, а также сообщила банк по телефону 3700 об указанной ситуации. Оператор банка в телефонном разговоре подтвердил факт несанкционированного доступа посторонних лиц к счетам и списание с них средств, при этом отметил, что доступ состоялся не с мобильного телефона, а с компьютера. Также сообщила полицию о мошеннических действиях, на основании чего 04.01.2025 года возбуждено уголовное производство по ч. 4 ст. 190 УК Украины.
В судебном заседании женщина была допрошена в качестве свидетеля и дала показания, которые по содержанию соответствуют сведениям, изложенным в иске. Дополнительно отметила, что собиралась продать кроссовки через интернет-магазин «OLX», объявление в котором выставила 03.01.2025 года. После публикации объявление осуществила с карты Для выплат оплату в сумме 29 гривен за его рекламу (размещение в более высоком рейтинге продаж). Через 20 минут на ее телефон в приложение Telegram поступило сообщение о том, что кроссовки проданы со ссылкой на сайт магазина, на который необходимо войти и подтвердить продажу и выбрать карту для зачисления средств. Она перешла по ссылке, подтвердила продажу и зачисление средств на карту (поставила соответствующие галочки), после чего она была переведена в приложение «Приват-24» для выбора карты, на которую необходимо зачислить средства. Однако средства на карту так и не поступили, и она вышла из приложения. Через несколько минут ей поступил звонок с номера, принадлежащего, как она считала, АО КБ «ПриватБанк», по которому голос сообщил, что приложение «Приват-24» заблокировано. Для входа в него необходимо осуществить авторизацию, что и было сделано. После выполнения входа в приложение телефон отключился.
"По указанному факту было проведено служебное расследование, по результатам которого установлено, что списание средств с карты истицы состоялось сторонним интернет-ресурсом терминал MONO011J, ритейлер MONO_Bank_11, владелец MONODirect. Вход в приложение «Приват-24» истицы был осуществлен с введением правильного логина и пароля, по ее словам в телефонном разговоре с оператором банка ею самой, поскольку она самостоятельно перешла по ссылке, которую ей предоставили неизвестные, где совершила вход в «Приват-24», после чего произошли платежные операции, которые она не признает. Однако именно действия истицы привели к потере информации, позволяющей инициировать платежные операции. В частности, истица из-за собственной небрежности и неосторожности предоставила мошенникам доступ к своему платежному инструменту, а объем раскрытой ею информации оказался вполне достаточным для установления контроля третьими лицами над ее приложением «Приват-24» для возможности проведения спорных транзакций", - заявили в ПриватБанке.
Иск женщины удовлетворили. Суд решил разорвать кредитные соглашения №25010300062861 от 03.01.2025 года, №25010300062862 от 03.01.2025 года, оформленные в акционерном обществе коммерческий банк «ПриватБанк» на ее имя. Финучреждение обязали прекратить все начисления по кредитной задолженности по сделкам № 25010300062861 от 03.01.2025 года, № 25010300062862 от 03.01.2025 года, № SAMDNWFC 0001522 от 17.12.2019 года, отменить по них кредитную задолженность, проценты, пеню и другие штрафные санкции за использование использованными кредитными средствами, образовавшихся в результате проведения финансовых операций (транзакций) 3 января 2025 года. Акционерное общество коммерческий банк «ПриватБанк» должно восстановить остаток средств на ее счету, открытый на основании соглашения № SAMDNWFC00056741411 от 17.12.2019 года (карта Универсальная), до того состояния, в котором он был перед выполнением финансовых операций (транзакций) 3 января 2025 года, в сумме кредитного лимита 38 тысяч гривен.
"Суд приходит к выводу о наличии факта нарушения прав истца, поскольку она не имела намерения и волеизъявления на осуществление в период 3 января 2025 года каких-либо банковских операций по своему банковскому счету, получения кредитных средств и их использования, своими действиями или бездействием не способствовала разглашению личных данных, использованию ПИН-кода или другой информации лиц на совершение таких действий не уполномочивала, после обнаружения списания средств с ее счета обратилась с заявлением в полицию и сообщила об этом банку", - подчеркнул суд.